Из-за ошибки в расчётах Шведской транспортной администрации железнодорожные проекты на протяжении целого десятилетия считались более выгодными, чем автодороги. Теперь ведомство признало свою некомпетентность.
Внутренний документ, с которым ознакомилось Шведское радио, показывает, что Шведская транспортная администрация (Trafikverket) переоценивало выгоды от инвестиций в железные дороги на 20 процентов на протяжении последних 10 лет. Из-за этого инвестиции в автодорожное строительство остались без должного внимания.
Ошибка была обнаружена в инструменте прогнозирования Sampers, который используется для расчёта будущих объёмов перевозок и социальных выгод. Его главная переменная стоимость деловых поездок была рассчитана совершенно неверно.
Модель предполагала, что люди с высоким доходом оценивают выигрыш во времени при совершении поездок от 10 000 до 20 000 крон в час, тогда как реальная его стоимость составляет всего около 400 крон в час.
В результате казалось, что экономящие время железнодорожные проекты в цифрах оказывались значительно более прибыльными, чем строительство новых автодорог.
Ян-Эрик Нильссон, почётный профессор Шведского института исследований дорог и транспорта (VTI), считает, что ошибка сама по себе серьёзна, но самое примечательное - это то, что целых 10 лет ушло на то, чтобы её обнаружить.
Анализ, проведённый Транспортной администрацией Швеции, подтверждает, что просчёты привели к тому, что железнодорожные проекты получали выгоду за счёт автомобильных дорог. Ведомство также признаёт, что решающую роль сыграло отсутствие внутреннего контроля и компетентности.


