В мае 1921 года шведский Риксдаг принял решение об основании Национального института расовой биологии в Уппсале под руководством Хермана Лундборга, который хотел противостоять вырождению шведского нации. Поначалу его деятельность не вызывала особой критики и была поддержана рядом политиков и деятелей культуры. Так Швеция стала страной-первопроходцем в области государственной расовой биологии.
Финские и саамские типы, шведские валлоны, шведские евреи, цыгане, а также чисто нордические типы - такие надписи красовались под длинной серией изображений людей с различным этническим происхождением на Шведской фольклорной выставке.
Выставка открылась в марте 1919 года в Королевской академии изящных искусств в Стокгольме. Её инициатором был Херман Лундборг (на фото выше) - врач, расовый биолог, впоследствии глава Национального института расовой биологии. Фотовыставка была призвана привлечь интерес публики к расовой биологии.
Угроза расового смешения
Фольклорная выставка имела огромный успех и её посетила примерно десятая часть взрослого населения столицы. В течение шести месяцев выставка гастролировала в Уппсале, Евле, Висбю и Гётеборге, и зрители продолжали прибывать.
По мнению Лундборга, выставка преследовала очень важную цель: предупредить шведский народ о том, что может случиться с возвышенной нордической расой. Он хотел указать общественности на опасность расового смешения и считал, что расовое смешение - это неизлечимое зло, которого следует избегать. В противном случае существует риск вырождения населения и представляет угрозу для всей высшей культуры.
В буклете выставки саамы описывались как «отсталая форма развития человечества», а соседние шведам финны описывались следующим образом: «Самым главным недостатком финского национального темперамента является слабая способность к организации и плохое чувство общественного порядка и закона».
Фольклорная выставка была частью кампании по содействию создания государственного института расовой биологии (на фото выше: профессор Густав Ретциус изаеряет череп у своего подопытного саами Фьельштедта из Херьедалена).
Поддержка элитой страны
Свою поддержку выставке оказали несколько известных шведов, среди них были художник Андерс Цорн, педагог и писатель Эллен Кей, географ Свен Гедин и писатель, лауреат Нобелевской премии Карл Густав Вернер фон Хейденстам.
До того момента, пока шведская общественность не осознала значение фашистской и нацистской политики, никто не понимал опасность таких понятиях, как «расовая биология» и «расовая гигиена». В начале XX века шведы с любопытством и интересом относились к этим концепциям и многие воспринимали их, как захватывающую современную науку (карта из книги Лундборга, показывающая распространение «чистого нордического типа» по регионам Швеции).
Шведское общество расовой гигиены существовало с 1909 года, а в мае 1921 года Риксдаг принял решение о создании Национального института расовой биологии. Все парламентские партии поддержали это решение.
Даже такой радикальный пионер полового воспитания, как Элиза Оттесен-Йенсен, поддерживала программу расовых гигиенистов. «Расовые гигиенисты борются за то, чтобы было сделано всё возможное, чтобы помешать этим неполноценным индивидуумам иметь потомство. Они требуют этого во имя науки», - писала в 1926 году.
Старая школа-семинария в Уппсале
Институт расовой биологии получил своё первое здание в здании Старой школы-семинарии в Уппсале (на фото справа от Уппсальского собора). Директором стал сам Герман Лундборг, получивший звание профессора, а его заместителем был назначен врач и расовый биолог Гуннар Дальберг.
Дальберг проработал в институте до 1924 года, а затем вернулся туда в 1935 году в качестве нового директора, став одним из самых ярых критиков Лундборга. Помимо этих двух специалистов, штат первоначально состоял из статистика, антрополога, генеалога, пары выездных секретарей, фотографа, помощников канцеляристов и уборщиков.
В 1920-х годах институт периодически сотрудничал с Хансом Фридрихом Карлом Гюнтером, немецким антропологом и исследователем рас, который читал лекции по антропологии. Он впоследствии заложил теоретические основы расовой политики немецких нацистов.
Расовая наука немецкого народа
Ханс Фридрих Карл Гюнтер (на фото ниже) написал книгу «Расовая лексика немецких народов» (Racsenkunde des deutschen Volkes, тираж около 420 000 экземпляров), тезисы которой использовались для обоснования расистского законодательства, направленного прежде всего против евреев. Позже он стал известен под прозвищем Расовый Гюнтер.
Полевые исследования Института расовой биологии проводились во многих частях Швеции, и под руководством Германа Лундборга до 1926 года было опрошено приблизительно 100 000 шведов. Сам Лундборг сосредоточился в первую очередь на саамах.
В течение 22 летних сезонов он приезжал на разное время на север Швеции, изучая эту этническую группу. До 1921 года эта работа проводилась в рамках Шведского общества расовой гигиены.
Одной из целей было выявление глубинных причин преступности, порока, алкоголизма и безумия саамов. Так институт смог заложить прочную теоретическую основу для точной расовой гигиены и рациональной демографической политики.
Короткие и длинные черепа
Полевые работы включали сбор данных, по которым затем заполнялись карточки учёта. Брались пробы крови, определялись форма головы, вес, длина тела, ширина плеч, высота носа, ширина носа, ширина глаз, ширина таза, цвет глаз, цвет волос, рост волос бороды, на плечах, на лобке и т. д. Все обследованные лица фотографировались, иногда без одежды.
Учёные различали людей с коротким и длинным черепом, индекс рассчитывался путём деления ширины черепа на его длину. Если индекс черепа был ниже 75 (длинный череп), человек считался принадлежащим к «высшей расе», а если выше 80 (короткий череп), то это означало противоположное. Согласно энциклопедии «Nordisk familjebok» (1918), 87% населения Швеции имели длинный череп, а 13% — короткий:
Наибольшее количество короткоголовых людей наблюдалось в Лапландии - 23,67%, Уппланде - 20,98%, Вестерботтене - 19,03% и Сконе - 18,60%. Через Центральную Швецию проходит полоса выраженной длинноголовости. Процент короткоголовых людей увеличивается от центра как к северу, так и к югу.
Также документировались сведения о здоровье и социальном статусе жителей Швеции. Учитывались их таланты (от «очень талантливый» до «безумный»), дефекты («эпилептик», «глухонемой»), характер («хороший», «хулиган», «пьяница», «легкомысленный»), социальные навыки («приспособленный», «уравновешенный», «менее уравновешенный», «неотёсанный») и род занятий («кочевой», «полукочевой», «оседлый»).
Саамы напуганы
Некоторые саамы были напуганы расово-биологическими экзаменами властей, ходили слухи, что их подвешивают за ноги к дереву, а затем сверлят отверстие в голове, чтобы проверить, есть ли кровь в черепе.
Все было не так уж плохо, но большинство опрошенных так и не получили четкой информации о том, как будут использоваться их образцы крови, измерения и ответы на вопросы.
Даже сегодня среди саамов царит обида на своих стариков, которые терпели унизительные обследования и не отказывались от них. Однако о Германе Лундборге говорят, что он был человеком сговорчивым: он втирался в доверие и щедро помогал своим подопытным врачебными консультациями, и рецептами. Кроме того, тех, кто всё-же сомневался, можно было соблазнить копией фотографии (на фото выше: жители саамской деревни Сааривуома, сфотографированные Германом Лундборгом в 1915 году).
Проблема изучения женщин
Полевые работы охватывали не только саамов; другой важной целевой группой были призывники, поскольку они обычно собирались большими группами и к ним было легче получить доступ.
То же самое касалось и школьников. Однако постоянно возникала проблема низкого числа женщин, которых удавалось обследовать. Считалось, что обследовать женщин гораздо сложнее этической точки зрения.
Острова и изолированные деревни были одними из мест, которые считались особенно интересными для изучения, поскольку их население долгое время было однородным. Среди объектов исследования Института расовой биологии были жители островов и деревень Готланда, Суллерёна, датского Агерсо, эстонского Рухну и даже Гавайев, и населённой шведами украинской деревни Старошведское.
Результаты работы института тех лет были собраны в увесистом труде Svensk raskunskap («Расовые особенности шведской нации», (1926)). Этот в льняной обложке фолиант размером с атлас географических карт весит почти пять килограммов.
Типичный образ шведов
Шведская версия «Расовых особенностей шведской нации» распространялась большими тиражами, в том числе по школам и библиотекам. В ней присутствовало примечательное изображение обнажённого велосипедного механика из Шёвде, который благодаря своей развитой мускулатуре и гармонично сложенному телу должен был стать образцом для подражания мужской половины шведской нации.
В 1928 году институт выпустил немецкую версию той же книги для немецкоязычной аудитории Rassenkunde des Schwedischen Volkes.
В первой половине 1920-х годов Швеция стала всемирно известна, как страна-первопроходец в области исследований расовой биологии. Уппсальский институт стал первым в мире государственным институтом расовой биологии.
Немецкий аналог был основан лишь в 1927 году и организован по шведскому образцу. Первым его главой стал врач и антрополог Ойген Фишер (на фото выше: исследователь Роберт Бургер-Филлинген из Берлинского университета имени Гумбольдта проводит измерение черепа).
Благосклонно настроен к Лундборгу
Ойген Фишер очень симпатизировал Герману Лундборгу и назвал «Расовые особенности шведской нации» замечательным произведением.
В тот период Лундборг был ведущим специалистом в области расовой биологии в странах Северной Европы. Многие другие исследователи в таких областях, как анатомия, антропология, генетика и зоология, активно работали в области расовой биологии, но никто не занимался этим вопросом столь всесторонне и основательно, как Лундборг.
В первые годы существования Уппсальского института расовая биология не подвергалась серьёзной критике. Лишь в марте 1923 года в газете «Dagens Nyheter» появилась небольшая заметка, которой редактор отдела культуры и писатель Торстен Фогельквист раскритиковал статью Германа Лундборга Degenerationsfaran («Опасность дегенерации») за отсутствие научного подхода: «Наука, которая продвигается подобным шарлатанством, наука, которая отчасти состоит из биологии, отчасти из интересов фермерских союзов, из нравоучений, из антиэмигрантских настроений и отчасти из доктрины европейского превосходства, вряд ли может внушать более глубокое доверие. Поневоле задаешься вопросом, как можно обманывать общественность и побуждать государство финансировать всё это, используя такую ложь».
Северная конференция по расовой биологии
Герман Лундборг защищался от нападок, ссылаясь на других экспертов в области расовой биологии. После второй статьи Фогельквиста он написал, что она настолько злобно абсурдна и некритична, что не заслуживает внимания. В личных контактах он жаловался на нападки в еврейских газетах.
Уникальным событием в истории Института расовой биологии стала Северная конференция по расовой биологии и антропологии, состоявшаяся в 1925 году.
Обмен идеями
Конференция рекламировалось как взаимный обмен результатами исследований, мыслями и идеями о расовой биологии, но превратилось скорее в представление, на котором Швеция, и особенно Лундборг, хотели покрасоваться.
Лундборг заявил, что хочет координировать исследования в странах Северной Европы и внедрить общие методы измерений, что подразумевало использование методов Уппсальского института в качестве стандарта (на фото выше: доктор Эрик Даниэль Шётт фотографирует двух саамских девочек в Лапландской экспедиции Института расовой биологии в 1926 году).
Кроме того, планировалось создать Ассоциацию стран Северной Европы по расовой биологии. Однако в ней зарегистрировалось слишком мало членов, а запланированная следующая конференция в Осло в 1927 году так и не состоялась.
Постоянной проблемой Института расовой биологии были слабая экономика и нестабильные условия занятости (на фото выше: сотрудники Института расовой биологии в 1925 году).
Лундборг так и не получил всех запрошенных им от государственных властей ресурсов, хотя и предпочитал не выказывать своих нацистских симпатий и антипатии к евреям по тактическим соображениям. Он понимал, что подобные взгляды могут поставить под угрозу финансирование института.
По словам учёного и историка науки Гуннара Бруберга, институт утратил былую силу именно после публикации «Расовых особенностей шведской нации» в 1926 году.
Неспособность к сотрудничеству
Лундборгу тогда уже было 58 лет, и у него были постоянные проблемы с сотрудниками института. Он хотел участвовать во всём и везде, но сотрудникам было трудно, а порой и невозможно, связаться с ним в летние месяцы, когда он был на полевых исследованиях в Лапландии. Отношения со статистиком Франсом Йосуа Линдерсом стали настолько плохими, что тот покинул институт в 1927 году.
По словам Линдерса, трудности с персоналом были связаны не столько с низкими зарплатами, сколько с неспособностью руководителя сотрудничать с подчинёнными. Лундборг же, напротив, считал, что сотрудники ежедневно саботируют работу.
К 1930-м годам расцвет института миновал. Это было связано с усилением нацистской политики в Германии, что ослабило поддержку шведами расовой биологии. Скептицизм в отношении расовых концепций, на которых основывалась работа Лундборга и его коллег, усилился.
Гётеборгская торговая газета и Гуннар Дальберг, который ранее был заместителем директора Института расовой биологии, выпустили в 1932 году критическую статью «Слово и изображение», где заявлялось: «Можно с уверенностью утверждать, что по цвету волос, форме носа, цвету глаз и т. д. нельзя в каждом конкретном случае делать какие-либо выводы о таланте, характере и т. д. человека».
Герман Лундборг уходит на пенсию
Когда Герман Лундборг собирался уйти на пенсию, Гуннар Дальберг подал заявку на должность руководителя Института расовой биологии. Однако в совете директоров был другой кандидат, рекомендованный Лундборгом. После длительного процесса Гуннар Дальберг всё же получил эту должность, вероятно, благодаря поддержке социал-демократов и либерального публициста Герберта Тингстена.
Для пронацистски настроенного Лундборга, до самого конца работавшего над своим обширным исследованием саамского народа, назначение Дальберга стало серьёзным ударом. Он озлобился и решил, что труд всей его жизни пропадает зря.
Благодаря Дальбергу (на фото выше) институт обрёл новую направленность, он стал менее бюрократичным, а расистский язык был искоренён. Антропология Лундборга сменилась исследованиями, сосредоточенными на статистике и медицинской генетике.
Подробные исследования нордической расы были отложены в сторону, и основное внимание уделялось, например, влиянию генетики на болезни и здоровье. Однако это не означало, что эпоха расового мышления в Швеции закончилась.
Хотя ведущие социал-демократы дистанцировались от нацистской расовой гигиены, они сами, как ни парадоксально, способствовали принятию законов о стерилизации. В своей книге Kris i befolkningsfrågan («Кризис в демографическом вопросе», 1934) видные политики и учёные Альва и Гуннар Мюрдаль рассматривали стерилизацию, как важный инструмент сохранения качества и улучшения человеческого материала.
Решение о стерилизации
Законы о стерилизации 1935 и 1941 годов, принятые социал-демократическими правительствами Швеции, можно считать великой победой расовой биологии. Закон 1935 года распространялся на людей с ограниченными интеллектуальными возможностями (душевнобольных).
Решения о стерилизации таких лиц могли приниматься двумя врачами или медицинской комиссией с согласия опекуна. Закон 1941 года также распространялся на матерей с задержкой развития, часто из общины цыган, которые, считалось, неспособности заботиться о своих детях.
До 1975 года было стерилизовано чуть более 63 000 шведов, подавляющее большинство из которых составляли женщины (с 1941 года - около 93 процентов).
Экономические мотивы
По словам историка Маттиаса Тидена, политика стерилизации в нацистской Германии отличалась от шведской лишь жестокостью и более последовательным расизмом. Стерилизация в Швеции в 1940-х годах была обусловлена скорее экономическими причинами, как предпосылка реформ системы социального обеспечения.
Позднее, в соответствии с Законом о смене пола 1972 года, для всех, кто сделал операцию по смене пола, должен был пройти обязательную стерилизацию. Однако после судебного разбирательства Совета Европы против шведского государства Апелляционный суд отменил требование о стерилизации. Однако это произошло лишь в 2013 году.
Со смертью Дальберга в 1956 году Институт расовой биологии вскоре прекратил своё существование. Новым директором стал Ян Арвид Бёёк (Jan Arvid Böök), а в 1958 году была проведена реорганизация. Институт стал Кафедрой медицинской генетики в Уппсальском университете.


