Некоторые из них были слишком ржавыми, чтобы использоваться в Швеции, и их пришлось разбирать на запчасти. Но в итоге транспортной компании Keolis удалось собрать для отправки на Украину 73 автобуса – больше всех в Европе.
По словам члена регионального совета Стокгольма Кристоффера Тамсонса, посол Украины недавно подтвердил, что это рекорд. Посол сообщил, что именно Швеция подарила Украине больше автобусов, чем любая другая страна ЕС, и почти все они поступили от стокгольмского перевозчика Keolis.
Последняя партия была отправлена в январе 2024 года. Информации о том, как именно используются на Украине шведские автобусы, нет почти никакой, но в Швеции уверены, что они используются для перевозки школьников.
Из 100 автобусов, первоначально собранных Keolis, четверть оказалась в слишком плохом состоянии, чтобы их можно было починить. Тогда их разобрали на запчасти.
«Самым сложным было найти людей, которые бы бесплатно собирали из запчастей автобусы для Украины. Это полностью зависело от их доброй воли», - жалуется Хампус Асфаг, руководитель украинского проекта в Keolis.
73 отправленных на Украину автобуса уже не могли доехать туда своим ходом, поэтому их везли на грузовых прицепах через Польшу и Румынию.
В преддверии воскресных выборов в Европарламент представители Умеренной партии, Шведских демократов и Христианских демократов заявили, что в Швеции самая низкая смертность от табакокурения в Европе. Это утверждение оказалось ложным и теперь шведские политики срочно удаляют его из предвыборных афиш.
Данные шведские политиков опровергаются Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), сообщает Шведское радио. По крайней мере, в 14 странах смертность от табакокурения ниже, чем в Швеции, включая Норвегию, Финляндию и Португалию.
В шведских партиях сослались на данные так называемой Независимой комиссии по нюхательному табаку, которая финансируется шведскими производителями нюхательного табака.
«Сейчас этим занимаются исследователи и не секрет, что к финансированию и распространению подобной информации причастна наша табачная индустрия. Но это не меняет наших политических взглядов. Эти цифры фигурировали во многих дебатах, даже в шведском Риксдаге», - оправдывается в интервью Шведскому радио депутат от Умеренной партии Томас Тобе.
В Швеции на государственном уровне распространяется ложная информация, что легализованное в стране потребление снюса гораздо более полезно для здоровья, чем тобакокурение. Теперь шведские партии удаляют это заявление из своих предвыборных материалов.
С ноября прошлого года число иммигрантов, высылаемых из Швеции спецрейсами, увеличилось в среднем с 18 до 30 человек за один рейс. Такой успех стал возможным после того, как три правительственных органа объединились против общей беды и теперь работают в одном операционном центре.
Чтобы упростить обработку документов и формальностей сотрудники Шведского миграционного агентства, Полицейского управления и Пенитенциарной службы начали работать вместе в Объединённом операционном центре в помещении Шведского миграционного агентства в Сундбюберге.
«Наша цель состоит в том, чтобы отточить наши способности, как в повседневной работе, так и в стратегическом планировании. Благодаря сплочённости госорганов контакты между нами стали проще и теснее. Мы теперь лучше концентрируемся на задаче, которую мы получили от правительства по увеличению числа депортаций», - говорит Сара Охман, руководитель отдела Шведского миграционного агентства.
Благодаря передаче депортационных дел из Миграционного агентства в Управление полиции, увеличилась заполняемость Центра содержания депортируемых и улучшилось планирование коллективных депортаций, и заполняемость спецрейсов.
Число людей, депортированных к себе на родину спецрейсами, выросло в среднем с 18 до 30 человек за один рейс с начала работы Объединённого операционного центра с ноября 2023 года по май этого года. За этот период Национальное транспортное подразделение Пенитенциарной службы Швеции (NTE) выслало из страны около 1 700 человек, из которых 250 спецрейсами, когда арендовался самолёт для доставки депортируемых в один и тот же пункт назначения.
Синяя ветка - одна из трёх линий стокгольмского метрополитена полностью остановлена. Внезапно выяснилось, что все 60 вагонов 20 поездов, которые обычно курсируют по линии, имеют повреждения колёс. Предполагается, что причиной стала сломанная стрелка на одной из станций.
Поздно вечером в понедельник ремонтниками были обнаружены повреждения колёс в поездах метро, курсирующих по синей линии.
Вероятной причиной называют сломанную автоматическую стрелку на станции Кунгстрэдгорден. Все 60 вагонов поездов пришлось вывести из эксплуатации. Они составляют 20 полноразмерных поездов, каждый из которых вмещает 1200 пассажиров.
«Это, конечно, большая и неприятная помеха, особенно для пассажиров. Заменить весь трафик автобусами невозможно. Для этого нужно, как минимум 60 автобусов, а у нас столько нет», - говорит Клаас Кейсу из муниципальной компании «Городской транспорт Большого Стокгольма» (SL).
Рано утром во вторник сломанный стрелочный перевод был починен, и теперь работники метро попытаются занять пять поездов с зелёной линии. Движение по синей ветке может начаться в течение дня, хотя неясно, когда именно.
«Даже когда движение начнется, оно будет сильно ограничено. Возможно, мы сможем обеспечить лишь четверть нормальной пропускной способности», - говорит Клаас Кейсу. По его оценкам, ремонт повреждённых вагонов займёт несколько дней.
После череды самопроизвольных взрывов микроавтобусов на газовом оборудовании Министерство обороны Швеции подключило военных для разрешения опасной ситуации.
Всё началось весной, когда в гаражах начали самопроизвольно взрываться газовые баки на микроавтобусах одной модели, которые обычно используются в муниципальных социальных службах Швеции.
Например, один из таких взрывов произошёл неделю назад в Вестервике. Никто не пострадал, однако два других автомобиля, припаркованных неподалеку, получили повреждения. Оказалось, что взорвался газовый бак микроавтобуса, который использовался для медицинских поездок и транспортных услуг для администрации округа Кальмар.
После разбора ситуации были вызваны военные с роботами на дистанционном управлении, для прокола газовых баков 22 автобусов в Сконе.
Автобусы этой же модели пришлось вывести из эксплуатации в Кристианстаде, Энгельхольме и Мальмё.
И это не единственные случаи. В конце апреля аналогичный взрыв произошел в газовом автобусе в Нибро. Тогда транспортной администрации округа Кальмар пришлось вывести из строя 50 автомобилей, поскольку существовал риск новых взрывов.
Молодая пара села в поезд на станции Ёртуфта (Örtofta). У них не было билетов, и они не собирались их покупать. Когда проводник попросил пассажиров заплатить за поездку или выйти из поезда, его жестоко избили и ограбили.
Всё произошло ещё 16 апреля. Безбилетники, молодые мужчина и женщина, плюнули проводнику поезда в лицо и обозвали его «шлюхой». Они пинали, били кулаками, душили и наносили удары в спину разбитой бутылкой, угрожая убить. В конце концов проводника ограбили.
«Я сначала пытался убежать, но они не переставали бить. Я пытался защититься и чувствовал, что моя жизнь в опасности. Женщина била меня сзади по голове и спине. А когда мы с мужчиной стали бороться на полу, то она душила меня и отобрала ключи от работы, и портативный компьютер», - рассказывает проводник поезда.
Не слишком наблюдательный, но хорошо натренированный полицейский патруль неправильно понял ситуацию и решил, что преступником был именно проводник поезда, а молодая пара - его жертва. Они выхватили дубинки, схватили проводника, сбили его с ног и надавили ногой на раненую спину.
У проводника поезда было не так уж много средств против действий полицейского патруля, которых он сам и вызвал.
«Двое полицейских с дубинками повалили меня на землю и поставили ногу на мою раненую спину. Меня уложили на землю, а безбилетную пару даже не трогали. Я объяснил, что это я поднял тревогу и что я проводник, но они не слушали меня», - жалуется проводник
Когда жетон проводника, наконец, оказался у полицейских, они разрешили машинисту поезда вызвать скорую помощь для проводника. Однако и на этом некомпетентность патруля не закончилась. В своем отчёте они написали, что молодая пара просто поспорила друг с другом из-за наркотиков, а о проводнике не написали ни слова.
В полиции до сих пор не определились, будет ли пара пассажиров обвинена в нападении на проводника поезда или только в хранении наркотиков, которые у них обнаружили во время обыска.
Персонал поездов в провинции Сконе уже давно страдает от антиобщественных элементов, нередко иммигрантского происхождения, людей, которые не хотят платить за билет, которые ведут себя шумно, угрожающе и агрессивно. В 2023 году было зарегистрировано более 700 подобных инцидентов, в среднем по два в день.
Из-за опасности на рабочем месте некоторое время назад было введено двойное штатное расписание по вечерам и выходным. Однако вскоре это отменили и с тех пор на дежурстве остаётся только один проводник на весь поезд.
Единственный человек, который может прийти на помощь проводнику, - это машинист поезда, но машинисту может потребоваться на это время, а если поезд в движении, то это вообще не сработает.
Шведским проводникам сегодня дано указание прекратить проверять билеты, если в поезде появляются асоциальные люди, которые отказываются платить и ведут себя агрессивно и угрожающе.
Представители крупных шведских компаний были вызваны в МИД страны после того, как Еврокомиссия пожаловалась на их подозрительные сделки с Россией. В компаниях отрицают, что намеренно обходили антироссийские санкции.
Весной в МИД Швеции пришло письмо из Еврокомиссии, где сообщалось, что при проверке соблюдения санкций в отношении России была получена тревожная информация.
Записи российских таможенных органов указывали на то, что европейские компании экспортировали санкционные товары в Россию в нарушение множества различных санкционных пакетов ЕС. В реестрах значилось несколько крупных шведских компаний: Atlas Copco, Ericsson, Volvo, SKF и Sandvik.
Координатор по санкциям Швеции Ларс Шмидт недавно вызвал указанные компании в МИД. «Мы не говорим, что компании нарушили какие-либо санкции. Но мы получили такие данные, и теперь шведские власти должны решить, как поступить с этим», - говорит Ларс Шмидт.
«Если оборудование Ericsson и было импортировано в Россию, то это было сделано в обход нас, другими компаниями, которые имеют доступ к нашей продукции через вторичный рынок», - заявили в Ericsson.
«Значительная часть нашей продукции продаётся через дистрибьюторов и розничных продавцов по всему миру, и, конечно, в зависимости от типа продукта, есть такие, которые мы не контролируем и не знаем о их перемещении между нашими первоначальными продажами и конечным пользователем», - заявили в Sandvik.
«Мы проверяем материалы Министерства иностранных дел и тем не менее, мы отмечаем, что в настоящее время недостаточно информации, чтобы проверить, что это товары, произведенные, проданные или экспортированные именно компанией Atlas Copco Group», - заявили в Atlas Copco.
ЕС призвал шведские власти самостоятельно проверить данные и сравнивать их с собственными торговыми реестрами. Европейская Комиссия попросила шведскую сторону доложить к сентябрю о том, что удалось выяснить и какие меры были приняты.
Президент Украины Владимир Зеленский пригласил шведскую королевскую чету на Украину во время своего скоропалительного визита в Швецию в пятницу. Но пока неясно, посетит ли Карл Густав страну, где полным ходом идёт специальная военная операция.
Владимир Зеленский приземлился в Стокгольме в пятницу, чтобы подписать новые соглашения о безопасности, принять участие в саммите Северных стран и встретиться с королём Швеции во его дворце.
Днём Зеленский прибыл во дворец для частной встречи с 78-летним королём Карлом XVI Густавом и его 80-летней супругой Сильвией. В ходе встречи Зеленский пригласил королевскую чету на Украину, когда им это будет удобно.
Отреагировала ли королевская чета на приглашение и поедут ли они в страну, где полным ходом идёт российская специальная военная операция, администрация шведского королевского двора не может комментировать.
«Я не знаю, что говорилось на встрече, потому что это была частная встреча глав государств. И это не то, что королевский двор может комментировать», - говорит руководитель информационного отдела Маргарета Тургрен.
Зеленский не впервые встречается с шведской королевской четой. Так, в августе прошлого года, они встречались в замке Стенхаммар - тогда вместе со своей женой Еленой Зеленской, которая находилась с визитом в Швеции.
Шведские СМИ обратили внимание, что отношения Зеленского с королём стали настолько близкими, что президент Украины стал понимать язык жестов короля.
Сегодня шведскую поп-группу 70-ых ABBA наградили орденом Вазы. Вся знаменитая четвёрка, которая редко собирается вместе, встретились с королём Карлом XVI Густавом и его супругой Сильвией во дворце.
Агнета Фельтског, Бьорн Ульвеус, Бенни Андерссон, Анни-Фрид Лингстад теперь могут называть себя рыцарями или командорами первого класса ордена Вазы.
Иконы эстрады стали одними из первых, кто получил награды от короля и королевы после возрождения шведского ордена спустя 50 лет.
В этом году также исполняется 50 лет с тех пор, как группа ABBA победила в конкурсе «Евровидение» с песней «Waterloo» и совершила большой международный прорыв.
Одного за другим участников награждения вызывали для вручения красной коробки с орденом в зал Белого моря Королевского дворца в Стокгольме.
«Это благодарность Швеции за ваши гражданские усилия на благо всего мира», - сказал король Карл Густав во вступительной речи.
Награждение ордена Вазы людей, не имеющих отношения к королевскому двору, было отменено в 1975 году, но возвращено к жизни Риксдагом в 2022-ом. Таким образом сегодняшнее награждение стало первым за 50 лет.
Формально решение о том, кто получит награды, принимает правительство по предложению вновь созданного Совета ордена Вазы. Затем ордена вручает король.
В пятницу награды получили в общей сложности 13 шведов.
Президент Украины Владимир Зеленский уже находится в Швеции. Здесь он встретится с премьер-министром Ульфом Кристерссоном и шведским королём.
Президент Украины Владимир Зеленский утром в пятницу прибыл в Швецию. Здесь он примет участие в саммите Северных стран, посвящённом вопросам безопасности и обороны. Во встрече также примут участие премьер-министры Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции.
Зеленский также будет принят королем Швеции Карлом XVI Густавом и представителями местной оборонной промышленности.
«Нашими главными приоритетами являются обеспечение большего количества систем противовоздушной обороны для Украины, совместные оборонно-промышленные проекты и вооружение для наших военных, а также глобальные усилия по принуждению России к миру. Украина подпишет три соглашения о безопасности за один день, устанавливая предсказуемую и долгосрочную оборонную помощь, и всестороннюю поддержку», - пишет Зеленский в соцсети.
«Мы предпримем важные шаги для дальнейшего укрепления сотрудничества между нашими странами в поддержке Украины», - прокомментировал Ульф Кристерссон предстоящий саммит.