Валюта
1 EUR = 10.50 SEK
1 USD = 9.93 SEK
1 SEK = 6.38 RUB

Полезная практическая информация о Стокгольме и Швеции

Почему в Швеции нет деревенских пабов?В Великобритании, Франции и Германии вы не найдёте деревню, где нет собственного уютного паба, кафе или трактира, которым зачастую сотни лет. Но в Швеции вам очень повезёт, если найдёте хотя бы пиццерию. Почему в сельской местности Швеции почти нет мест, где можно поесть и уж точно нет мест, где можно выпить?

Отчасти этому виной зарегулированность шведского общества и пуританство шведов, но по большей части всё сводится к географии и экономике. Ведь исторически большая часть Швеции была слишком малонаселенной и слишком бедной, чтобы содержать процветающие гостиницы с пабами или трактирами.

По словам Ричарда Телльстрёма (Richard Tellström), историка кулинарии из Стокгольмского университета, постоялым дворам (gästgivaregård), впервые устраиваемым по всей Швеции по приказу короля Эрика XIV ещё в 1561 году, было запрещено подавать алкоголь местным жителям. Так как постоялые дворы строились под патронажем короля с интервалом в 16 километров вдоль всех основных дорог Швеции, то они работали строго по предписанным правилам и поэтому никогда не становились центрами притяжения для местного общества, как это происходило в Великобритании, Германии или Франции.

«Нельзя сказать, что местным жителям негде было выпить в шведских деревнях. В любой деревне было много нелегальных баров. Многие женщины, особенно вдовы, открывали нелегальные бары, чтобы заработать. Они варили алкоголь дома, и соседи приходили, и покупали спиртные напитки и пиво. Всё было по-простому. Люди выпивали просто на кухне», - рассказывает Ричард Телльстрём.

Примечательно, что лютеранским церквям также разрешили продавать алкоголь, чтобы помочь местному пастору содержать себя.

«В 1600-х годах у нас даже были церковные бары в Швеции, но не в самой церкви, а за её пределами, так что викарий мог немного подзаработать на продаже алкоголя до и после воскресной мессы», - говорит Телльстрём.

Но ни одно из этих заведений не оставило такого следа в жизни деревень, как исторические пабы, кафе и трактиры в других частях Европы.

«Все эти заведения попросту со временем исчезли, поскольку были незаконными», - объясняет Телльстрём.

Что касается постоялых дворов, то большинство из них исчезло со строительством железных дорогах. Лишь в самом южном графстве Швеции, Сконе, некоторые из них стали деревенскими трактирами. 

На фото: трактир Hurva Gästgivaregård, принимающий гостей с 1865 года

А-трактор - удивительная шведская самоделкаЕсли вы окажетесь в шведской сельской местности то, возможно, повстречаете группы подростков, управляющих небольшими тихоходными автомобилями с большим красным предупреждающим треугольником сзади. Что это за чудо техники и для чего оно предназначено?

Эти автомобили - уникальное шведское изобретение и историческое недоразумение, однако очень популярное у шведских подростков, которые с раннего возраста вполне законно могут наслаждаться свободой передвижения. Эти машины официально именуются А-трактор (A-traktor или по старинке EPA-traktor). Они в основном распространены в сельских районах Швеции. Например, в муниципалитете Онге (Ånge) в Вестерноррланде, почти половина всех подростков водят A-тракторы.

«Вы можете добраться куда угодно самостоятельно, не упрашивая родителей подвезти, что особенно здорово в дождливый день. А ещё есть наше сообщество владельцев A-тракторов», - сказал Исак Анлунд. «С этой машиной вы узнаете всех на районе. Вы зависаете с друзьями по выходным, катаетесь на A-тракторе, слушаете музыку и знакомитесь с новыми людьми», - сказала владелица A-трактора Эстель Мёллер.

Название A-трактор отражает историю этих автомобилей - они были изобретены в те времена, когда сельскохозяйственные машины были в Швеции в дефиците, поэтому правительство решило законодательно разрешить изменение стандартных автомобилей, чтобы их можно было использовать в качестве сельскохозяйственной техники. А кроме того позволить управлять ими подросткам, которые помогали на фермах родителям. 

Это до сих пор отражено в правилах для A-тракторов - они имеют максимальную скорость 30 км/ч, у них не должно быть заднего сиденья (отсюда и их обрезанный вид) и они должны иметь возможность буксировать сельскохозяйственную технику или другие транспортные средства. Коробка передач у такой машины так же не полная - водитель может использовать только первую и вторую передачу.А-трактор - удивительная шведская самоделка

Красный предупреждающий треугольник на задней панели автомобиля, сигнализирующий об ограниченной скорости транспортного средства, называется LGF-skylt (LGF - это аббревиатура от långsamtgående fordon, или медленно движущееся транспортное средство).

В настоящее время А-тракторы почти не используют по прямому назначению, как сельскохозяйственные машины, но они очень популярны у подростков, ведь любой человек старше 15 лет может управлять ими, если у него есть права на вождение мопеда или трактора. Минимальный возраст для получения обычных водительских прав, позволяющих управлять автомобилем в Швеции, составляет 18 лет, поэтому вы редко увидите взрослого за рулём A-трактора.А-трактор - удивительная шведская самоделка

Многие из этих диковинных средств передвижения собраны вручную или переделаны из стандартных автомобилей, а это означает, что они часто украшаются владельцем - окрашиваются разными цветами, украшениями или наклейками, отражающими личность водителя. А-тракторы часто оборудуются громкими стереосистеми, что иногда приводит к жалобам местных жителей, которые устали от безобразий местной молодёжи, разъезжающей по округе на своих дискотеках на колёсах.

Несмотря на ограничение скорости в 30 км/ч. рост числа травм в авариях с участием А-тракторов этим летом заставил правительство Швеции обратится в Транспортное агентство с просьбой разобраться, следует ли менять правила.

Почему в Швеции не любят занавескиПрогуляйтесь по шведскому району, и вы обнаружите, что в большинстве домов шторы, если они вообще есть, не задёрнуты. Пусть самые ортодоксальные лютеране считают их «дьявольскими панталонами». Но даже самые светские шведы, как ни странно, не любят занавески.

Кажется, что во многих шведских домах их вообще нет, а те, кто их и вешает, оставляет окна всегда открытыми. Шведам, похоже, нечего скрывать.

По словам Юнаса Энгмана, куратора стокгольмского Северного музея, отсутствие занавесок может объяснятся тем, что Швеция относительно поздно достигла материального благополучия.

Шведы, проживающие в сельской местности, лишь в конце XIX века начали встраивать окна в свои жилища. А тогда более 90 процентов шведов жили в сельской местности.

10 способов, какими шведы выражают недовольствоШведы превратили выражение недовольства в искусство. Вот десять примеров того, как шведы показывают осуждение вашими поступками и как на это нужно реагировать.

Шведская культура поведения не приемлет большинство стандартных способов выражения гнева или разочарования в отношении других. Они не повышают на вас голос, не оскорбляют в лицо, никаких грубых жестов или физического насилия.

А когда дело доходит до иронии или насмешек, как это бывает у других народов, скажем так: шведы в этом не одарены от природы.

В некотором смысле это к лучшему. Это делает Швецию таким мирным, упорядоченным и приятным местом для жизни.

Но это не значит, что шведы не находят способов выразить свой гнев или недовольство. Вот некоторые из тонких наказаний, которые вам могут назначить.

Написано: 4 мили от СтокгольмаНаписано: 4 мили от СтокгольмаДля всех переехавших в Швецию становится открытием, что в этой стране до сих пор широко используют странную меру расстояния - милю. Сначала человек думает, что речь идёт о морской миле или какой-то древней миле. Но это не так - это шведская миля, сейчас равная 10 000 метрам. 

Шведская миля не признаётся международными организациями, но в самой Швеции потребление топлива автомобилями обычно указывается в литрах на милю (литров на 10 километров). А в шведском законодательстве именно милями сейчас определяется пробег автомобиля. 

Вот как, например, на популярном в Швеции сайте объявлений указывают пробег автомобиля: Miltal 16 000 - 16 499. Что означает 160000-164990 км.

До 1649 года каждая провинция Швеции имела свою собственную милю. Вот длины миль некоторых исторических регионов Швеции:

1 финская миля = около 6 000 метров
1 смоландская (юг Швеции с главным городом Мальмё) = около 7 000 метров
1 онгерманландская миля (север Швеции, крупнейший город — Эрншёльдсвик) = 6 666 морских саженей = 11 875 метров
1 вестергётландская миля (запад Швеции с главным городом Гётеборгом) = около 13 000 метров
1 далсландская миля (западная Швеция) = около 14 485 метров

В 1649 году, во времена, когда Швеция расширила свои территории и стала великой европейской державой, в стране была введена единая миля, что соответствовала 10 688,54 метрам (= одна уппландская миля). На дорогах она делилась на четыре части веховыми столбами по 4500 локтей или 2672 метра каждая. Одна миля должна была определять расстояние между постоялыми дворами.

В регламенте 1665 вводится следующее определение шведской мили:

1 миля = 3 600 родов (поземельная единица длины) = 6 000 морских саженей = 18 000 локтей = 36 000 футов ≈ 10 688,54 метров.

Почему шведы любят и ненавидят государственные алкомаркетыГосударственные магазины Systembolaget (систембула́гет) - единственное место в Швеции, где покупатели могут законно купить алкоголь крепче 3,5 процента. Несмотря на строгие ограничения, это учреждение уважаемо многими шведами, но есть и его критики. Издание The Local узнало, что шведы любят и ненавидят в государственной монополии.

Systembolaget (дословно «Системная компания») - государственная сеть магазинов с монополией на все розничные продажи алкоголя крепостью более чем 3,5 процента. Менее крепкие напитки можно купить почти во всех обычных продуктовых магазинах.

Одной из основных целей учреждения является ограничение чрезмерного употребления алкоголя в стране, где исторически существовала серьёзная проблема алкоголизма. В 19 веке шведское потребление алкоголя на душу населения достигало 46 литров крепких напитков в год.

Вместо того, чтобы наложить полный запрет на продажу алкоголя, как это сделали в Соединенных Штатах, в 1917 году Швеция ввела так называемую систему Братта.

Все секонд-хенды СтокгольмаСегодня среднестатистический швед покупает 14 кг одежды в год. Это на 30 процентов больше, чем в 2002 году, и этом без учёта роста электронной торговли. В тоже время тонны одежды выбрасываются каждый год - 7.5 кг на человека. Около половины выбрасываемого это целые вещи.

"Чрезмерное потребление связано с тем, что одежда стала намного дешевле и что мода теперь меняется быстрее. Большинство покупателей и работников торговли понимают, что это огромная проблема. Нужно производить меньше новой одежды, а ту, которая производится, - использовать дольше", - утверждает блогер, лектор и писатель Йоханна Нильссон (на фото).

И хотя количество покупок подержанной одежды увеличивается, большинство людей все ещё предпочитают покупать только новую одежду, отмечает она.

"Согласно опросу, проведенному Шведским агентством по охране окружающей среды, 62 процента шведов не собираются покупать подержанные вещи. Многие люди оправдывают это тем, что чувствуют себя неуютно в чужой одежде. В то же время большинство совсем не против спать на использованных простынях в отелях, а когда мы идём в ресторан, мы кладём в рот столовые приборы, которыми пользовались другие. То, что вы не хотите носить использованную одежду, является нормой, которую нужно изменить", - считает она.

А чтобы это было легче сделать вот список всех секонд-хенд магазинов Большого Стокгольма:

Что такое шведский «координационный номер» и зачем он нужен?Многие иностранцы, прибывающие в Швецию, получают samordningsnummer или «координационный номер». Но что означает этот десятизначный код, и что вы должны знать об этом?

Что такое саморднингснуммер (samordningsnummer)?

Координационный номер представляет собой десятизначный код, используемый для идентификации лиц, которые имеют какие-либо контакты с шведскими государственными органами. Некоторые из наиболее распространенных обстоятельств, при которых выдаётся координационный номер, относятся к людям, которые временно работают в Швеции, ищут убежище в Швеции, живут за границей, но имеют зарегистрированный бизнес в Швеции, проживают и ищут работу в Швеции, или приехали на краткосрочное обучение в Швеции.

Что делать, если не продлили разрешение на работу в ШвецииВ Швеции проживают тысячи иностранных специалистов, жизнь которых зависит от разрешения на работу, чтобы остаться в стране. Если вы один из них, то вот что вам нужно знать о том, что делать, если Миграционный совет не продлит ваше разрешение на работу.

В действительности получить разрешение на работу в Швеции не такое трудное дело. А чтобы трудовому мигранту стать полноправным гражданином Швеции необходимо пройти три ступени: получить временный вид на жительство по работе, через два года его продлить, ещё через два года ещё раз продлить, но уже на постоянный вид на жительство, а там и до паспорта рукой подать.

Именно продление разрешения очень ответственный шаг.  Вскоре вы понимаете, что рано радовались, когда получили первое разрешение на работу в Швеции и получив все необходимые документы начали устраиваться на новом месте, чувствуя себя настоящим шведом. Подача заявления на продление разрешения на работу является сложным процессом, и шведские правила трудовой миграции настолько суровы, что многие работники, из стран, не входящих в ЕС, получают отказы, часто из-за незначительных ошибок, о которых они, возможно, не знали.

Это расстраивающая и пугающая ситуация, особенно потому, что большинство пострадавших уже успевают пустить корни в новой стране после нескольких лет в жизни в ней. Если вы в настоящее время подаёте заявку на продление разрешения или получили уже отказ, вот что вы можете сделать.

skylt02

Номерные знаки транспортных средств в Швеции хоть и не несут так много информации, как в некоторых других странах, но эта тема достаточно ёмкая и интересная.

Первый автомобиль был зарегистрирован в Швеции в 1900 году. Он принадлежал автолюбителю по имени Knut Bonnier. Но только 21 сентября 1906 года было принято Постановление о дорожном движении, в соответствии с которым автомобилям должен был присваиваться специальный номер. 

Много воды утекло с тех пор. В настоящее время на дорогах Швеции можно встретить автомобили с различным форматом регистрационного номера. Это связано с тем, что к концу 2018 ода на всё возрастающий автопарк страны уже перестало хватать номерных знаков формата "три буквы  три цифры". Тогда был введён новый формат "три буквы   две цифры и буква". Владельцы знаков старого образца не обязаны обменивать их на новые. А новые знаки выдаются лишь автомобилям с новой регистрацией.