Отношения между Норвегией и Швецией стали натянутыми после публикации книги, в которой подробно описано, как Стокгольм помогал нацистам в годы Второй мировой войны, когда их соседи воевали и несли потери в боях с немецко-фашистскими захватчиками.
Швеция сохранила в войне нейтралитет, а Норвегия была одной из первых захвачена гитлеровскими войсками. В новой книге описывается, как Швеция позволила немцам использовать свою эффективную сеть железных дорог для перевозки людей и материалов во время битвы в Нарвике (город в Норвегии к северу от Полярного круга – «NewsBalt»), где развернулись британские войска в попытке предотвратить вторжение нацистов (битва за Нарвик продолжалась 2 месяца, завершилась она 28 мая 1940 года победой норвежской армии и британо-французских войск – «NewsBalt»).
Журналист из Нарвика Эспен Эйдум (Espen Eidum) три года изучал норвежские, шведские и немецкие архивы, чтобы установить, как нацистам удалось переправлять войска и грузы к линии фронта в Нарвике в 1940 году и что позволило им превратить проигранную битву в решительную победу, которая привела к оккупации всей страны.
Швеция хоть и сохраняла видимый нейтралитет, фактически помогала немцам, которые опирались на шведскую железную руду во время войны, считает Эйдум.
- Немцы использовали шведскую железнодорожную сеть в крупных масштабах в ходе боевых действий. Операция была более обширной, чем ранее предполагали историки, - заявил журналист после того, как его книга «Blodsporet» («Кровяное русло») вышла в свет.
В книге описывается, как в октябре 1940 года шведские дипломаты в Лондоне лгали представителям норвежского правительства в изгнании, говоря им, что Швеция не позволила нацистам использовать свои сети железных дорог, чтобы добраться до фронта.
- Это было не случайно. МИД Германии ранее вызвал шведского посла в Берлине, чтобы сообщить ему, что Адольф Гитлер лично просил для нацистов разрешения послать три поезда с 30-40 запечатанными вагонами через Швецию на крайний север Норвегии, - сказал Эйдум.
Когда разрешение было дано, Германия послала в бой войска под видом медицинского персонала, пишет журналист.
- На каждого настоящего врача или санитара в поездах было 17 пехотинцев. Отчёт был составлен шведским представителем в Берлине, который наблюдал за офицерами в поезде, так что не остаётся сомнений, что шведы знали о поездах, используемых для передвижения немецких войск, - заявил автор книги.
Кроме того, согласно книге, поезда везли тяжёлую артиллерию, зенитные орудия, боеприпасы и оборудование для связи. А после того, как «свастика легла над Нарвиком», Швеция разрешила немецким поездам ехать в незамерзающий порт, прихватив с собой железную руду в Германию.
Также журналист пишет, что шведская железная дорога была использована для отправки норвежцев в Германию, многие из которых были определены в концентрационные лагеря.
- И сотни тысяч немцев прошли через Швецию по пути на Восточный фронт. Это сделало много денег для шведского железнодорожного оператора SJ в течение трёх лет, - отметил журналист.
В 1940 году премьер-министр Норвегии Йохан Нигаардсвольд (Johan Nygaardsvold) в письме своему посланнику в Стокгольме Андерсу Фихагену (Anders Frihagen) просил передать Шведскому премьер-министру Перу Альбину Нанссону (Per Albin Hansson) своё негодование.
«Если вы можете организовать частный разговор с Пером Альбином Ханссоном, скажите ему что есть две вещи, которые я хочу испытать: чтобы немцы убрались их Норвегии, и, второе, чтобы я жил достаточно долго для того, чтобы дать ему и его правительству надлежащий разнос. Нет ничего, ничего, ничего, что я ненавижу с такой страстью и дикой энергией, как Швецию – и это его вина», - говорится в письме норвежского премьера в изгнании.