Сотни приговоров шведского Миграционного суда, в отношении дел о предоставлении убежища, публикуются на антииммигрантском сайте Migileaks. В этих документах содержится щекотливая информация в отношении конкретных граждан получивших или не получивших разрешение на жительство в Швеции. Cоотечественники угрожают убить одного из граждан Сомали, его зовут Али, после прочтение его приговора:
"У тебя будут большие проблемы. Ты мертвец если не уедешь из Швеции. Ты должен вернуться в Сомали" - пересказывает содержание угрозы Али, который принимает ее на полном серьезе, и говорит, что в данной ситуации ему, действительно, остается лишь покинуть Швецию.
Приговоры Миграционного суда в Швеции - открытые документы. Но вопросы о публикации персональной информации регулируется особым законом, за исполнением которого следит Инспекция баз данных/Datainspektionen.
Юрист этой организации - Юнас Ангвалль: "Явление новое. Мы должны разобраться, какие данные публикуются, и с какой целью. Могут они быть оскорбительными или подпадать под исключение, делаемое для журналистской работы".
Явление в шведской иммиграционной практике, как мы слышали, новое. Пока Государственная инспекция по контролю баз данных компьютерной информации разбирается только с одним случаем такого рода. Но публикации, о которых идет речь, могут угрожать всей процедуре предоставления в Швеции политического или гуманитарного убежища. Наша коллега Йенни Халльберг поговорила с двумя адвокатами, специализирующимися на иммиграционных делах:
- Насколько я понимаю, это может повлечь за собой серьезные последствия для всей системы предоставления убежища, потому что начинают терять к ней доверие, - замечает Ферек Сереч.
- Если азюланты об этом узнают, это может привести к тому, что они испугаются рассказывать о причинах, по которым ищут убежища в Швеции, и весь правовой процесс исказится, - добавляет Хелен Вестлунд.
Беженцам, когда они вступают в контакт с персоналом Государственного миграционного ведомства, обещают, что все, сказанное ими на допросах, останется в тайне. Но если решение ведомства поступает на обжалование в миграционные суды, то приговор суда становится уже открытым документом, а азюланты, то есть, ищущие убежища, ничего об этом не знают.
Миграционное ведомство за это не отвечает, его правила секретности на суды не распространяются:
- Правила засекречивания в основе своей не зависят от использования в разных целях приговоров судов, до тех пор, пока мы не констатируем, что такая потребность существовала с самого начала того или иного дела, - начальник отдела Государственного миграционного ведомства Швеции Оскар Экблад был категоричен.