Мидсоммар для шведов - самый большой летний праздник, соперничающий по размаху и укоренённости традиций с национальным днем Швеции. Этого праздника ждут и тоскуют по нему долгими зимними вечерами.
С праздником середины лета связано множество ритуалов и надежд. Люди стремятся уехать из города, кто в деревню, кто на дачу, кто на острова, где можно причалить свою моторку или яхту в тихой бухте архипелага и наслаждаться лучами заходящего солнца. О том, что частенько праздновать приходится в плаще с капюшоном, в резиновых сапогах, под зонтиком и в теплом свитере, об этом шведы предпочитают забывать, планируя свои выходные, вслед за которыми у большинства начинается летний отпуск.
Празднование дня середины лета уходит корнями еще в дохристианскую эпоху. Христианская церковь связала этот языческий праздник с рождением Иоанна Крестителя 24 июня. Эта дата и сейчас помечена в шведских календарях, как день Иоанна Крестителя. Однако кульминация праздника Мидсоммар - канун или Мидсоммар-афтон - совпадает с ним не всегда. Как не всегда совпадает праздник и с днем летнего солнцестояния или с самым длинным днем в году.
Еще в 1953 году шведский парламент Риксдаг принял решение: праздновать "Мидсоммар-афтон" в ту пятницу, которая выпадает между 20-м и 26-м июня. В данном случае это сегодня, 24-го. День, который шведы ждут с радостью и сопровождают вздохами: "Вот и середина лета позади, дни становятся короче, а ночи длиннее"...
Не будем грустить заранее, посмотрим, как выглядит классический, если можно так сказать, вариант этого праздника. Сценарий примерно тот же, не зависимо от того, празднуете ли вы его, так сказать, частным образом, дома, в деревне, или в общественном, городском парке.
В центре поляны стоит украшенный зеленью и цветами шест с перекладиной наверху. С нее свисают два венка из цветов. Сам процесс украшения шеста ветками и цветами, его установка - тоже часть праздника, его пролог. Традиция уходит в XVII век.
У многих участников, и не только у женщин и девочек, но и у мужчин на головах венки из цветов. По возможности, все наряжаются в национальные костюмы. В Швеции такие костюмы есть у многих, они очень разные, у каждой исторической провинции, а иногда и в соседних деревнях - свой костюм, другие цвета и иные составляющие народного костюма.
Не будем грустить заранее, посмотрим, как выглядит классический, если можно так сказать, вариант этого праздника. Сценарий примерно тот же, не зависимо от того, празднуете ли вы его, так сказать, частным образом, дома, в деревне, или в общественном, городском парке.
В центре поляны стоит украшенный зеленью и цветами шест с перекладиной наверху. С нее свисают два венка из цветов. Сам процесс украшения шеста ветками и цветами, его установка - тоже часть праздника, его пролог. Традиция уходит в XVII век.
У многих участников, и не только у женщин и девочек, но и у мужчин на головах венки из цветов. По возможности, все наряжаются в национальные костюмы. В Швеции такие костюмы есть у многих, они очень разные, у каждой исторической провинции, а иногда и в соседних деревнях - свой костюм, другие цвета и иные составляющие народного костюма.
В этих красочных костюмах - и стар и млад - все танцуют, водят хороводы вокруг поднятого в центре поляны, лужайки или парка обвитого зеленью шеста. Непременные участники - фольклорные ансамбли с гармонистом и скрипачом. Под аккомпанемент традиционной музыки обязательным номером программы исполняется ряд танцев, где по ходу движения хоровода имитируются, изображаются движения в танце: вот мы катаемся на карусели, вот мы печем пироги и булки, а вот и традиционные лягушата, без которых не обходится ни один мидсоммар...
Все знают и текст, и полагающиеся движения, все танцуют, смеются, держатся за руки, расходятся в танце попарно, кружатся, дети балуются и валятся на траву, никто не стесняется изображать лягушат, у которых "нет ни ушек, ни хвостиков".
После длинного ряда номеров с танцами на лужайке вокруг шеста, наступает пора разбредаться по домам, где ждет застолье. А гармонь еще прозвучит вечером, когда уже только взрослые соберутся на танцплощадку или на деревянный настил пристани у самой воды. Тогда, наверняка, прозвучит и этот знаменитый "Летний вальс" Эверта Тоба/Evert Taube.
Все знают и текст, и полагающиеся движения, все танцуют, смеются, держатся за руки, расходятся в танце попарно, кружатся, дети балуются и валятся на траву, никто не стесняется изображать лягушат, у которых "нет ни ушек, ни хвостиков".
После длинного ряда номеров с танцами на лужайке вокруг шеста, наступает пора разбредаться по домам, где ждет застолье. А гармонь еще прозвучит вечером, когда уже только взрослые соберутся на танцплощадку или на деревянный настил пристани у самой воды. Тогда, наверняка, прозвучит и этот знаменитый "Летний вальс" Эверта Тоба/Evert Taube.
Центральное место, как и на любом празднике, занимает всё-таки застолье. И на столе шведского "Мидсоммар" обязательны некоторые компоненты: селедка в разных соусах, один её сорт, под названием "matjessill" подают со сметаной и мелко нарезанным зеленым лучком. К селедке полагается, естественно, молодая картошка, которая в Швеции - деликатес, особенно если она местного произрастания, да еще сваренная с укропом. Сыр со специями, хрустящие хлебцы, а из напитков обязательны водка и пиво. Главным блюдом может быть мясо или рыба, приготовленные тут же, на улице, на мангале. А на десерт - свежая, тоже желательно шведская, клубника со сливками или мороженое.
Мидсоммар, "Середина лета" - считается многими самым волшебным и романтическим праздником. Существует огромное количество поверий и обычаев: что следует делать, чтобы обеспечить удачу и благосклонность судьбы. От купания нагишом в утренней росе на цветущем лугу, до сбора семи разных цветков, которые надо положить под подушку, чтобы увидеть во сне своего суженого.
По правде говоря, этот праздник с чрезмерным количеством спиртного, нередко ведет к пику преступности: как в стенах собственного дома, так и на дорогах страны и в общественных местах. Полицейские рапорты после выходных обычно изобилуют перечислением числа драк, побоев, изнасилований и дорожно-транспортных происшествий. И всё равно, Мидсоммар обладает какой-то магической властью над душами шведов, знающих, что через пару месяцев страна снова погрузится в темноту и холод, которым, кажется, не будет конца. До следующего Мидсоммара. ("Радио Швеция", русская редакция.)