29 лет назад, 27 октября 1981 года вблизи шведской военно–морской базы Карлскруна села на мель (на фото) шедшая в надводном положении советская дизельная подводная лодка C–363 (проект 613) под командованием Петра ГУЩИНА, сразу же прозванная «Шведским комсомольцем».
Если шведы были поражены, как смогла пройти незамеченной и ни разу не сбиться с секретного фарватера (ширина–то всего 12 м!) чужая субмарина, то для советских моряков сюрпризом стала вставшая на их пути преградой суша. Повредив во время подводного плавания антенну радиопеленгатора о трал рыболовного судна и не заметив его поломки, офицеры лодки с каждым днем все более неточно рассчитывали курс корабля, а их квалификация во главе с командиром была такова, что, считая себя находящимися в открытом море, на самом деле по собственным же расчетам они должны были оказаться где–то у побережья Польши глубоко под землей. Ошибка составляла более 50 морских миль, потому всплыв вечером в сгущающемся тумане и проигнорировав огни шведского маяка и сигналы береговой РЛС, C–363 продолжала идти собственным курсом, пока чрез полтора часа не уткнулась в шведский берег. В 10 утра у самой базы ее обнаружил местный рыбак, и лишь потом всполошились военные.
Скандал получился нешуточный: шведы обвиняли подводников в шпионаже, замполит лодки, взявший командование в свои руки, готовил всех к отражению атаки шведского спецназа, советского посла вызвали в МИД Швеции из зала оперы, Балтийский флот отправил свои корабли к шведским берегам, а американцы подлили масла в огонь, заявив, что C–363 имеет на борту две штатные торпеды с ядерными зарядами. Инцидент разрешился 6 ноября, когда шведы сняли лодку со скалы и та на следующий день своим ходом добралась до Лиепаи, где всех ждал разбор полетов
И здесь, и там кого надо поснимали, шведы в едином национальном порыве выбили средства на укрепление своей противолодочной обороны, а командование советского флота запретило командирам лодок приближаться к чужим берегам ближе 50 км. Этот случай так и остался единственным достоверным фактом нарушения суверенных вод Шведского королевства советскими/российскими кораблями. Шведы потом выкупили списанную лодку и превратили ее в главный аттракцион парка развлечений, а бывший замполит даже побывал на ней в качестве почетного гостя.