Большой наплыв беженцев означает всё большее число людей, которые ожидают высылки из Швеции. Обещание бывшего министра внутренних дел Anders Ygeman о 80 000 депортаций так и не было исполнено.
Объяснение этому - большой дефицит мест в депортационных тюрьмах. Пограничная полиция вынуждена освобождать людей, которые были задержаны по решению о депортации из-за того, что тюрьмы полностью заняты.
В настоящее время Миграционная служба располагает примерно 350 местами для депортируемых, и в течение года она увеличит мощности ещё для 150 человек. Однако полиция утверждает, что на самом деле потребуется, по меньшей мере, 800 новых мест и что в скором времени эта потребность может еще увеличиться.
В то же время в существующих тюрьмах есть серьёзные недостатки.
Так, депортационная тюрьма в Kållered, что в окрестностях Гётеборга, имеет проблемы во всём - от побегов, наркотиков и проституции, до краж у заключённых и неудовлетворительных условий труда тюремщиков.
Только в январе этого года во время побега сотрудникам заведения угрожали, и они даже получили ранения. Одним из беглецов был гражданин Грузии, которого разыскивают за убийство в родной стране. Другой, гражданин Марокко, был осужден в Швеции к тюремному заключению с последующей депортацией. В апреле 14 человек сбежали из тюрьмы после того, как разбили окно.
На прошлой неделе два злоумышленника разбили окно топором снаружи и освободили сообщника. Этим воспользовались два других арестанта, чтобы исчезнуть в постоянно растущем теневом сообществе Швеции. Это произошло, несмотря на то, что Миграционный совет получил информацию о готовящемся побеге.
Ещё девять лет назад полиция предупреждала о том, что из депортационных тюрем слишком легко убежать, что, по мнению Службы государственной безопасности Швеции (SÄPO), было связано с предательством сотрудников тюрем. Дошло до того, что полиция прекратила информировать персонал заведений перед планируемой высылкой. Сейчас так поступают и для того, чтобы избежать протестов и демонстраций, препятствующих депортациям.
Прошлой весной в шведских СМИ появлялась информация о том, что тюремный начальник предлагал подчинённым провоцировать психически больного человека, ожидающего высылки, до неадекватного состояния, чтобы отправить того в специальный изолятор для буйных заключённых.
"Раздражайте эту чёртову свинью, пока он сделает что-то глупое. Его должны забрать отсюда", - требовал один из менеджеров депортационной тюрьмы в Kållered.
В июне сообщалось о волне краж у заключённых, когда их ценности исчезли из закрытого кабинета, к которому имел доступ только персонал заведения. Это привело к тому, что люди были депортированы без похищенных личных вещей или возмещения.
Полицейский комиссар Lars Skoglund из пограничной полиции сообщил, что было несколько случаев, когда полицейские, прибыв в тюрьму для завершения депортации, находили заключённого в состоянии наркотического опьянения. Lars Skoglund считает, что проблемы с наркотиками настолько велики, что тюрьма в Kållered должно быть полностью закрытого типа.
Со всеми этими проблемами становится ясно, что выполнить даже часть обещаний Anders Ygeman о 80 000 депортаций не может быть исполнено. Шведский Миграционный совет должен быть в состоянии сделать депортационные тюрьмы безопасным местом для заключённых и персонала. Тот факт, что власть потерпела неудачу с тюрьмой в Kållered, очевидна.