Рекламный ролик SAS о скандинавской культуре запустил гигантский международный механизм в социальных сетях. Критические комментарии сначала быстро перешли с шведских правых популистских сайтов на российский пропагандистский гигант Sputnik - и через него, на весь мир. "Они любят такие вещи", - говорит шведский исследователь Матиас Седерхольм.
Поздно вечером во вторник исследователь и педагог компании Allefonti Матиас Седерхольм (Mathias Cederholm) (на фото: слева), обнаружил, что новый рекламный ролик SAS начал быстро распространяться в социальных сетях.
"У меня сложилось впечатление, что именно шведские альтернативные информационные сайты, такие как Samhällsnytt и Nyheteridag, были одними из первых, кто обратил внимание на этот ролик. Оттуда новости перешли к более крайним правым популистским сайтам", - рассказывает исследователь.
Используя инструмент Hoaxy, он исследовал, как слово "SAS" распространялось в Твиттере в течение вечера. В полночь рост был взрывным. Это касается и появления хештега #BoycottSAS, который запустили критики авиакомпании. График показывает, что несколько учётных записей, особенно "Yggdrasilsnorna" и "Wayotworld", занимают центральное место в потоке распространения информации по этой теме.
Рано утром в среду российский пропагандистский сайт Sputnik сообщил о рекламном ролике. Статья сопровождалась скриншотом, где темнокожий мужчина улыбается в камеру. Текст рассказывает, что в мультикультурном видео утверждается, что "вся скандинавская культура скопирована".
"Sputnik напрямую связан с несколькими аккаунтами в Твиттере, поэтому он создаёт очень эффективную динамику. Это то, что мы встречали и раньше. Никакой серьёзной координации действительно не нужно. Они очень приспособились к выявлению противоречивых вещей, и точно знают, что нужно сделать, чтобы максимизировать распространение подобной информации", - говорит Матиас Седерхольм.
Из-за массовой критики в SAS решили снять фильм менее чем через день после его выхода. На момент удаления, он получил сотни комментариев и более 13 000 дизлайков на Youtube.
"Когда мы смотрим на всю картину и количество реакций на наш фильм, есть основания подозревать умышленную травлю и то, что наша рекламная кампания была похищена. Мы не хотим рисковать стать платформой для пропаганды чужих ценностей, которые мы не поддерживаем. Поэтому в настоящее время мы удалили фильм и сейчас обсуждаем следующий шаг", - говорится в комментарии SAS.
Вот сам рекламный ролик, о котором мы рассказывали ранее, как он расстроил шведов (там подробнее о том кто снял, что в видео):