Король Швеции Карл XVI Густав не может быть привлечён к уголовной ответственности, согласно существующему законодательству. Монарх может даже убить и это сойдёт ему с рук. В шведском парламенте начались дебаты по изменению законов королевства.
Недавно автомобиль, которым управлял король, был остановлен молодым инспектором во время полицейской операции, когда проверяли всех проезжающих автомобилистов на трезвость.
Однако высокопоставленный сотрудник полиции быстро среагировал, на то, кто находится в машине и распорядился отпустить без проверки автомобиль короля. Но дело в том, что, если бы король всё же дунул в прибор и окажись он не трезвым, его бы всё равно отпустили.
В шведском законодательстве сформулирован иммунитет короля от судебного преследования, а это значит, что он может совершить преступление, но избежать ответственности.
Закон гласит: "Король или королева, является главой государства и не может быть привлечён к ответственности за свои действия".
Но всё больше подданных королевства требуют изменить устаревшее законодательство. Тем более, что сам король не раз совершал действия, за которые обычный гражданин понёс бы ответственность.
Так в 2004 году он, насмотревшись соревнований по раллийным гонкам, носился на своём жёлтом Porsche GT3 по трассе Е18 между Стокгольмом и Карлскугой со скоростью в 160 километров в час, что даже телохранители не поспевали за ним. Такое нарушение скоростного режима в Швеции карается не только изъятием водительских прав, но и ведёт к судебному разбирательству для установления денежного штрафа в зависимости от доходов нарушителя и степени его вины.
Другое происшествие случилось пятнадцать лет назад. Когда около Норрчёпинга король, не успев затормозить, врезался в остановившийся перед пешеходным переходом автомобиль. Тогда его быстро увезли ещё до приезда полиции на машине службы безопасности.
В обычных обстоятельствах полиция допрашивала бы короля в качестве свидетеля или подозреваемого в нарушении правил дорожного движения. Водитель, в машину которого врезался король, был допрошен и проверен алкотестером. Но на самом деле причин проверки короля на трезвость тогда было гораздо больше, чем водителя, в которого врезались.
Другая ситуация, когда иммунитет спас короля от обвинения в подкупе, произошла в 2006 году.
Тогда Карл XVI Густав вместе с другом купил эксклюзивную моторную лодку Polaris за 625 000 шведских крон. Компания-продавец снизила цену на 1,5 миллиона крон использовать королевское имя в коммерческих и маркетинговых целях. Король обязался стать почетным председателем фирменного лодочного клуба и стал участником пиар акции в универмаге NK в Стокгольме. Король был там с 400 приглашенными гостями. Мероприятие с королем стало пиар-триумфом для лодочной компании.
Вопрос о внушительной скидке с цены на покупку лодки и о компенсации королю компании представлял собой уголовное обвинение в получении и даче взяток, но никогда не рассматривался из-за иммунитета короля к судебному преследованию.
Конституционный комитет предлагал в 1974 году, исключить из конституции Швеции положение об уголовном иммунитете короля. Тогда у политиков не хватило смелости демократизировать конституцию, чтобы глава государства избирался на демократических основаниях, а не на кровном праве, или хотя бы отменить два гротескно устаревших положения об иммунитете к уголовному преследованию и обязательной религиозной принадлежности.
Теперь, когда правительство Швеции собирается начать расследование с целью пересмотра формы правления для укрепления демократии и верховенства закона, всё может обернуться против короля Карла XVI Густава и он, наконец, получит возможность занять место на скамье подсудимых.