Стокгольм
Валюта
1 EUR = 11.35 SEK
1 USD = 10.26 SEK
1 SEK = 9.24 RUB

Читайте нас в 

20 неотвеченных вопросов о катастрофе парома «Эстония»С течением времени после гибели парома «Эстония» вопросов становится всё больше и больше. Новая информация о пробоине в затонувшем корабле и перевозке им военных грузов порождает новые вопросы в дополнение ко многим предыдущим. «С самого начала мы задавали вопросы следствию и интересовались, не скрывают ли они информацию», - говорит Андерс Эрикссон, один из выживших в катастрофе.

Шведские журналисты перечислили 20 вопросов по «Эстонии», на которые никто никогда не дал ясного ответа.

Новый документальный фильм «Эстония - находка, которая меняет всё» поднял новую волну дискуссий об «Эстонии». Начали задавать вопросы и требовать проведения нового расследования и в шведском парламенте. Правительства Швеции, Эстонии и Финляндии сейчас обсуждают возможность повторного расследования.

Выживший под спасательной шлюпкой, теперь 71-летний Андерс Эрикссон, все эти годы требовал вразумительных ответов о причинах катастрофы, но его никто не слушал

«Нас, выживших, никогда не опрашивала Комиссия по расследованию несчастных случаев. Я живу с этим 26 лет и у меня много вопросов. Процесс погружения парома и другая информация в отчёте совершенно неверны. Еще в 1999 году мы, 30 выживших, писали письмо правительству и указывали на это... Решение не поднимать тела и скрыть обломки судна, ясно говорят, что от нас хотят что-то утаить. Я хочу получить ответ на вопрос: когда правительство узнало о военном грузе «Эстонии» и скрыл ли Совет по расследованию несчастных случаев эту информацию», - говорит он.

Хенрик Эвертссон, режиссёр документального фильма, просто поражён тем фактом, что шведские министры и другие ключевые фигуры расследование не захотели участвовать в фильме. Он говорит, что свидетельства выживших о процессе затопления корабля сильно отличаются от заключения Совета по расследованию происшествий, что они предоставляют совершенно другие временные рамки, и что многие свидетели утверждают, что они видели, как в Таллине на паром заезжали военные машины.

«В нашем документальном сериале мы обращаем внимание на то, что показания выживших не были приняты всерьёз в заключении о аварии. У них есть интересные и актуальные свидетельства. Я надеюсь, что теперь мы получим ответы на все оставшиеся вопросы», - говорит он.

20 ВОПРОСОВ ПО «ЭСТОНИИ»:

1. ПРОБОИНА

Комиссия по расследованию катастрофы парома «Эстония» утверждает, что причиной гибели «Эстонии» был носовой визир судна, который отвалился из-за того, что его запорные устройства и петли были слишком слабыми. Таким образом, на автомобильную палубу хлынуло большое количество воды.

Еще в 1990-х годах появились теории и информация о пробоине в корпусе, которая объясняла слишком быстрый процесс затопления парома.

В новом документальном фильме об «Эстонии» показана неизвестная до сих пор пробоина в корабле длиной 4 метра и шириной 1.2 метра. Открытие привело к требованиям о проведении нового расследования. Его уже не исключают правительства Швеции, Эстонии и Финляндии.

2. ВЗРЫВ

Многие выжившие стали свидетелями как минимум одного большого взрыва незадолго до того, как корабль начал опрокидываться. Взрыв можно связать с недавно обнаруженной пробоиной. Люди говорили, что не только слышали хлопок, но и «чувствовали его всем телом». Они описали звук, как будто корабль напоролся на лёд или сел на мель. Но Совет по расследованию несчастных случаев никогда не допрашивал выживших именно по этому вопросу.

«Я услышала резкий металлический звук. Я никогда не забуду его», - заявляет в интервью выжившая Ясмина Олби, 44 года.

3. ВОЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

Сразу после гибели «Эстонии» пошли слухи, что корабль перевозил сверхсекретную военную технику из России на Запад. Шведские власти сначала опровергли эту информацию, но в конце концов Вооруженные силы были вынуждены признать перевозку двух военных транспортов за несколько недель до затопления корабля. Но Вооруженные силы отрицают, что в ночь бедствия на «Эстонии» находились эти грузы.

В новом документальном фильме выжившие говорят, что видели незадолго до отплытия въезжающие на борт судна военные машины.

«Почему власти не могут подтвердить военный транспорт той ночью, когда я сама его видела? Я была свидетельницей его погрузки», - заявляет 46-летняя выжившая Сара Хедрениус в документальном фильме.

4. ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ

Согласно официальной версии, судно затонуло через 55 минут с того момента, когда команда и пассажиры услышали первые хлопки. Но оставшиеся в живых утверждают о других временных рамках. Комиссия по расследованию несчастных случаев говорит, что это заняло 55 минут. Выжившие говорят, что это началось на 14 минут раньше. По словам Хенрика Эвертссона, режиссёра документального фильма «Эстония - находка, которое меняет всё», разница существенная.

5. ЧТО УВИДЕЛ ВЫЖИВШИЙ?

Карл Эрик Рейнтамм, один из выживших, рассказывает в документальном фильме, что ещё до начала развития катастрофических событий он вышел на прогулочную палубу «Эстонии». Он был там совсем один и увидел в море что-то загадочное белое.

«Это было что-то белое, несколько метров в высоту, двигалось слева и волны перекатывали через него. Я никогда не служил в армии и понятия не имею, как выглядят подводные лодки. Но выглядело всё так будто наш корабль на что-то как-бы наплыл», - говорит он.

6. ВОДА ПОД АВТОМОБИЛЬНОЙ ПАЛУБОЙ

Согласно заключению следственной комиссии, вода попала на автомобильную палубу через сравнительно небольшую щель носового визира (на фото). Но выжившие, которые находились в каютах, расположенных под автомобильной палубой всегда утверждали, что на их, нижних палубах, было очень много воды.

«Комиссия по расследованию не восприняла серьёзно свидетельства выживших. Они рассказывают о том, как вода проникала из-под низа судна, а не с верхних палуб», - говорит режиссёр документального фильма Хенрик Эвертссон.

7. УНИЧТОЖЕННЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МАТЕРИАЛ

В 2004 году правительство поручило главному судье Апелляционного суда Йухану Хиршфельдту изучить данные о перевозках оружия «Эстонией». Его расследование подтвердило информацию властей о двух транспортных средствах за несколько недель до катастрофы, но ни об одном в ночь затопления. Эти выводы вызвали много вопросов.

Потом выяснилось, что Хиршфельдт уничтожил все свои следственные материалы, чтобы ничего нельзя было проверить.

«Это была мера, которую я предпринял после коллективного обсуждения, и она была основана на анализе, который я провёл в отношении правовой ситуации по этому вопросу», - заявил Хиршфельдт.

8. УЛИКИ, ВЫБРОШЕННЫЕ В МОРЕ

Части носового визира, которые могли иметь важное значение для расследования, были выброшены в море.

В 1994 году начальник морской технической разведки Совета по расследованию несчастных случаев выбросил стопорный болт замка носового визира обратно в море после того, как водолазы подняли его. Всё объяснили тем, что болт не поместился в ящик с инструментами и был бы слишком тяжёлым для вертолета.

По той же причине были выброшены в море ещё десять фрагментов носового визира.

«Если бы у нас были эти важные детали сегодня, было бы намного легче отбросить многие предположения», - сказал в 2001 году Густав Хануляк, советник-водолаз комиссии по расследованию.

9. МОЛЧАЛИВЫЕ МИНИСТРЫ

Министры и другие ключевые действующие лица, которые несут ответственность за все решения по делу парома «Эстония» на протяжении многих лет говорили крайне скупо. Бывшие шведские министры Ингвар Карлссон, Мона Салин и Инес Уусманн отказались от участия в документальном сериале.

«Интересно, почему они молчат. Тогда это были самые высокие фигуры в нашем правительстве, поэтому очень странно, что сейчас они не хотят ни о чём рассказывать. Это впечатляющая тишина», - сказала выжившая Ясмина Олби.

10. МОЛЧАЛИВЫЕ СЛЕДОВАТЕЛИ

По словам создателей фильма, следователи Комиссии по расследованию катастрофы, тогдашний председатель Апелляционного суда Йухан Хиршфельдт и тогдашний главный юрисконсульт Морской администрации Швеции Йухан Франсон отказались от участия в съёмках документального фильма. Как и все члены от шведской и финской стороны Международного совета по расследованию несчастных случаев.

11. СНЯТЫЕ ПЕРИЛА

На видеозаписи, сделанной Комиссией по расследованию несчастных случаев, есть фотографии затопленной «Эстонии» от 2 октября 1994 года, всего через четыре дня после затопления. На фотографиях видны срезанные перила с погрузочной рампы «Эстонии», брошенные на морское дно рядом с кораблем. За прошедшие годы это вызвало парламентские дебаты и серию статей, в которых задавался один и тот же вопрос: фотографии показывают, что водолазы вошли на грузовую палубу в следующие несколько дней после затопления, были ли они там, чтобы исследовать возможный военный груз?

12. ОТКАЗ ОТ ПОДЬЁМА ТЕЛ ЖЕРТ КАТАСТРОФЫ

Дайверы компании Rockwater находились в «Эстонии» по официальному поручению шведской стороны через два месяца после затопления. В документальном фильме они сообщают, что могли бы легко спасти не менее 125 тел за несколько часов - если бы только они получили разрешение от Швеции. Но шведские власти сказали этого не делать.

«Это возмутительно, что нам не разрешили спасти тела, мы были в шоке. Все, что было необходимо, - это телефонный звонок, и чтобы кто-то сказал: «Да, давайте поднимем все тела, которые там есть», - говорит ныряльщик Стюарт Рамблс в новом документальном фильме.

13. ОТКРЫТЫЕ ОТВЕРСТИЯ

Водолаз Стюарт Рамблс был с официальной шведской миссией в «Эстонию» незадолго после крушения и проделал проход в корабле. В новом документальном фильме об «Эстонии» показано, что проходы открыты, хотя дайверы их закрывали.

«Я могу гарантировать, что закрыл дыру. Там был кто-то уже после нас», - заявил он.

14. ОБМАНУЛИ ЛИ СОВЕТ ПО ЭТИКЕ?

Специально созданные после крушения Совет по этике рекомендовал не поднимать обломки «Эстонии» и оказал главное влияние на решение не поднимать на поверхность тела жертв. После выхода нового документального фильма бывший епископ Каролин Кроок, которая была членом совета, заявила, что они, по всей видимости, были введены в заблуждение информацией, полученной от Морской администрации Швеции. Тогда она считала, что непреодолимыми трудности подъёма тел и обломков.

«Теперь у меня появилось мнение, что тогда нас сознательно вели к принятию тех решений… Сейчас меня гложет вопрос, не пытались ли они скрыть правду, не пытались ли они нас запутать», - говорит она.

15. ОТСТАВКА ЭСТОНСКОГО СЛЕДОВАТЕЛЯ

Расследование катастрофы парома «Эстония» сопровождалось громкими отставками. Анди Мейстер, председатель Международной комиссии от Эстонии, ушёл в отставку в 1997 году из-за напряженности в отношениях с швескими коллегами. Он обвинил Швецию в «намеренном сокрытии видеозаписей, сделанных водолазами в командной рубке «Эстонии»».

«Я думаю Анди Мейстер чувствует себя неважно», - прокомментировал отставку председатель шведской части комиссии Улоф Форссберг.

Позже Мейстер написал книгу, в которой рассказал о глубоком недоверии между шведами и эстонскими следователями.

16. ОТСТАВКА ШВЕДСКОГО СЛЕДОВАТЕЛЯ

Улоф Форссберг, председатель шведской группы Совета по расследованию несчастных случаев, был вынужден уйти в отставку после того, как признал, что солгал журналисту. Он отрицал, что получил новые документы, касающиеся «Эстонии», несмотря на то, что получил документ от Морской администрации Швеции.

Вслед за ним министр коммуникаций Швеции Инес Уусманн подала в отставку на том основании, что «международная комиссия по «Эстонии» не должна быть запятнана».

17. ОТСТАВКА ПСИХОЛОГА

Психолог морского ведомства Бенгт Шагер, эксперт Совета по расследованию происшествий, ушёл в отставку в 1997 году, за два месяца до завершения расследования. Потому что ему не разрешили опрашивать выживших.

«В Комиссии было общее недоверие к свидетельствам выживших», - сказал он.

Он также заявлял, что экипаж «Эстонии» не был виновен в катастрофе, и обвинил Комиссию в сокрытии этого в своем отчёте.

18. ИСЧЕЗНУВШИЕ АВАРИЙНЫЕ БУИ

На «Эстонии» не сработали аварийные буи. Но и они теперь исчезли.

Радиобуи EPIRB на мостике, когда оказываются в воде начинают передавать точное местоположение по GPS и, таким образом, сообщают о местоположении терпящего бедствие судна.

По словам финского эксперта, аварийные буи были проверены и обслужены в Стокгольме всего за неделю до затопления, но команда забыла поставить их на дежурное состояние. Если бы буи сработали, спасение могло бы начаться гораздо быстрее и удалось бы спасти больше жизней. По предварительным данным, буи остались на мостике, но позже было объявлено, что они были найдены на северном побережье Эстонии. Сегодня исчезли и аварийные буи, и отчёт финского эксперта.

19. СПАСАТЕЛЬНАЯ ЛОДКА

Спасательная лодка «Эстонии» (MOB), которое стоит у музея в порту Турку, вызывает несколько вопросов. Это спасательная шлюпка с двигателем, которая, по данным Комиссии, была обнаружена дрейфующей недалеко от Турку.

Но через два года после окончательного отчета полиция объявила, что эта лодка была найдена в 50 км от ранее указанного места. Не было никаких признаков того, что ей воспользовались. Остаётся неясным почему через пять лет после аварии появился отчет полиции в котором место обнаружения лодки вдруг переместилось на 50 км.

20. ОТСУТСТВИЕ МОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ О КАТАСТРОФЕ

Даже по прошествии 26 лет не было дано морского заключения о катастрофе. Морское заключение о катастрофе выносится судебным разбирательством по делу о серьёзных авариях на воде, которое в Швеции проводится окружным судом.

«Почему после гибели «Эстонии» не было вынесено морского заключения, как после многих других морских катастроф»? - спрашивает режиссер документального фильма Хенрик Эвертссон.

Источник