Крупнейшие шведские компании, такие как Länsförsäkringar и Volvo, оказались втянутыми в сложные судебные процессы, когда попытались покинуть Россию из-за её действий на Украине. «Теперь им грозят многомиллионные убытки, а российское законодательство может иметь преимущественную силу над западным», - жалуется Эрик Форсин, совладелец шведского представительства международной юридической фирмы Baker McKenzie.
Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс России, внесённые в 2020 году - после того, как Россия начала спецоперацию на Украине - изменили ситуацию. Российские суды получили мандат на вынесение решений по спорам, даже если ранее было согласовано, что споры будут разрешаться в другом месте.
Споры могут касаться акций, оборудования, недвижимости, различных видов финансовых активов, соглашений о брендах и лицензий, которые должны решаться на законных основаниях, перед тем как компания соберётся покинуть страну.
От этого уже страдают компании примерно из 30 стран Запада, включая Швецию, которые в России признаны недружественными, поскольку они ввели санкции.
Страховая компания Länsförsäkringar и производитель автомобилей Volvo Cars оказались одними из пострадавших. Они получили требования о компенсации от российских коллег на сумму чуть более 40 миллионов шведских крон и более 70 миллионов шведских крон соответственно.
«Процессы могут затянуться на несколько лет. Шведские компании, оказавшиеся в подобном положении, не должны быть пассивными, а активно участвовать и выступать против разбирательств в российских судах. Даже продажа российской части бизнеса не означает, что западная компания окажется в безопасности. решения российских судов обычно не исполняются на Западе. Но это может произойти в странах СНГ. И могут возникнуть ситуации, когда властям третьей страны придется принимать решения по двум противоречивым решениям - российскому и западному», - говорит Эрик Форсин.