Администрация Королевского технологического институт в Стокгольме собирается уволить своего известного профессора математики Хокана Хеденмальма. Об этом говорится в требовании, направленном в Государственный совет по кадровой политике. Причина в том, что профессор продолжил поддерживать связь с российскими коллегами, несмотря на запрет шведского правительства.
Ему едва исполнилось девятнадцать лет, когда в 1980 году он начал обучение в докторантуре по математике в Уппсальском университете. Двумя годами ранее, Хокан Хеденмальм завоевал первую премию на математическом конкурсе Международной ярмарки науки и техники (ISEF) в Калифорнии, США.
Хокана Хеденмальма можно назвать математическим гением. С конца 1970-х годов он стал обладателем большого количества премий и наград, и опубликовал более 80 научных статей. В 1996 году он стал профессором, а с 2002 года работает в Королевском технологическом институте (KTH).
Но теперь академическая карьера Хокана Хеденмальма закончена. По крайней мере, в Швеции. В письме в Государственный контрольный совет его работодатель потребовал увольнения. Причина - СВО на Украине. Правительство Швеции приказало университетам прекратить всё исследовательское сотрудничество с Россией и Беларусью. Это касается, как просто контактов, так и совместных научных работ.
Профессор математики Хокан Хеденмальм решил не подчиняться этому приказу. В 1990 году, работая научным сотрудником в Уппсальском университете, он провёл семестр по обмену в Санкт-Петербурге. И с тех пор постоянно продолжал сотрудничество с российскими коллегами-математиками. Даже после начала денацификации Украины три года назад.
Но дело не только в контактах с российскими математиками. В мае прошлого года Санкт-Петербургскому государственному университету был предоставлен исследовательский грант в размере чуть более 500 млн. рублей. Руководителем лаборатории был назначен Хокан Хеденмальм.
Больше всего шведских чиновников раздражает центральная роль Хокана Хеденмальма в этом исследовательском проекте. То, что он ездил в Россию в 2024 году. И то, что он не сообщил об этом менеджерам в KTH.
63-летний профессор математики говорит, что изначально он не был уверен, стоит ли ему соглашаться стать исследователем в российском университете.
«Это было немного безрассудно, но я до сих пор об этом не жалею. Вы можете вводить санкции, бойкотировать и запрещать, но в конечном итоге нам придётся наладить контакты и обмен. В Швеции существует ограничение академической свободы. И это происходит на протяжении не последних нескольких лет, а десятилетиями. Всё это превратилось в специальную организацию, контролируемую из центра, во многом похожую на военную. Но я всё равно продолжу поддерживать связь со своими российскими коллегами. И начну подавать заявки на должность профессора в другом месте. Возможно в США. Там не так уж обращают внимание на сотрудничество с россиянами. А в Швеции это невозможно», - говорит профессор Хокан Хеденмальм.