Риск близкородственных, генетически рискованных отношений в Швеции увеличился из-за популярности донорства спермы. «Цифра в шесть детей на одного донора, вероятно, слишком высока для маленькой Швеции», - говорит исследователь Гунилла Сюдшё.
Всё больше и больше детей в Швеции рождаются с помощью донорской спермы. Особенно это стало популярным после 2016 года, когда одиноким женщинам было разрешено проходить вспомогательное оплодотворение с помощью донорской спермы бесплатно - за счёт государства.
Это значительно увеличило спрос на доноров, а также привело к другим более непредвиденным последствиям, говорит Гунилла Сюдшё, профессор Университета Линчёпинга.
«В Гётеборге, Мальмё и центральном Стокгольме уже наблюдается повышенная концентрация детей, рождённых от одного донора спермы. А родители удивляются, что дети из разных семей, посещающие одни и те же детские сады, похожи друг на друга... Это вызывает вопросы, как о психологических аспектах наличия многих сводных братьев и сестёр, так и о генетических рисках, с которыми братья, сёстры и двоюродные родственники могут в будущем встретиться и родить общих детей», - говорит Гунилла Сюдшё.
Ситуацию подтверждает Кристина Нарман. Она является председателем организации, которая помогает женщинам, которые уже стали или думают завести детей с помощью доноров.
«Уже наблюдается определённая концентрация наших семей в столичных районах, что увеличивает вероятность того, что у детей может быть один и тот же донор. Есть несколько примеров родителей, которые живут рядом и у чьих детей один и тот же биологический отец», - говорит она.
Гунилла Сюдшё участвовала в исследовании, которое пришло к выводу, что тот же самый донор может участовать в рождении максимум шести детей. Но эта цифра основана на данных за 2015 год, когда искусственное оплодотворение ещё не было таким распространённым явлением в Швеции. Теперь она утверждает, что максимальный предел нужно пересчитать и что число шесть, вероятно, слишком высоко.
«Может появиться слишком много таких детей-родственников, учитывая размер Швеции и то, что мы теперь делаем так много подобных процедур для одиноких женщин», - говорит она.