Построенный в Швеции корабль смерти наконец отправился в свой последний рейс. Судно M/S Stockholm известно тем, что в 1956 году протаранило итальянский роскошный лайнер Andrea Doria, в результате чего в одной из самых громких морских катастроф в истории погиб 51 человек.
Теплоход Stockholm был построен на верфи Гётаверкен в Гётеборге в 1948 году и после этого совершал пассажирские перевозки между Швецией и США. Его длина составляла 160 метров. Из-за трагического происшествия он стал одним из самых известных судов в истории шведского мореплавания и оставался в строю до недавнего времени.
25 июля 1956 года у берегов Нантакета на восточном побережье США опустился густой туман. Итальянское судно Andrea Doria с 1134 пассажирами на борту направлялось на запад в сторону Нью-Йорка, а судно Stockholm компании Swedish America Line с 534 пассажирами на борту следовало на восток из американской столицы.
Они шли навстречу друг другу в тумане, и, увидев друг друга, Andrea Doria повернул не туда, влево. Однако эксперты считают, что ошибки были допущены на обоих судах. При столкновении Stockholm врезался прямо в борт итальянского роскошного лайнера, который перевернулся и затонул.
Почти все пассажиры и экипаж были спасены, главным образом благодаря тому, что множество находящихся поблизости судов пришло им на помощь. В результате крушения погибло 46 человек на итальянском судне и 5 на шведском.
Эта катастрофа считается одной из самых странных морских катастроф в истории: два современных судна с радарами столкнулись на открытой воде. У шведского судна была полностью разрушена носовая часть, но оно смогло добраться до Нью-Йорка своим ходом.
В аварии никто не был признан виновным. Две судоходные компании пришли к соглашению без признания вины и обвинений.
Andrea Doria спасти не удалось, но Stockholm был отремонтирован и до недавнего времени находился в строю. В последние годы его называют старейшим круизным лайнером в мире.
После аварии судьба Stockholm сложилась неоднозначно. Его продавали и переименовывали множество раз. В 1959 году судно оказалось в Восточной Германии, где в 1960 году получило название «Дружба народов». В том же году оно село на мель у мыса Сандхамн в Стокгольмском архипелаге.
После 1985 года судно несколько лет базировалось в Великобритании, а также служило лагерем для беженцев в Осло под названием «Фритьоф Нансен». В 1992 году судно было продано Италии, где прошло капитальный ремонт и трижды меняло название. В итоге оно оказалось на Кубе, а затем в Португалии.
Будучи круизным лайнером, Stockholm пережил ураган и нападения пиратов. В последние годы своей жизни он стоял на якоре в Роттердаме из-за судебного спора.
Две недели назад судно было продано на аукционе компании по переработке отходов в Генте, Бельгия. За 200 000 евро компания получила 12 000 тонн отходов в виде металлолома, дерева, стекла и пластика.
«Старейшее круизное судно в мире, более известное как «корабль смерти», отправляется в свое последнее плавание», - пишет голландский новостной порта Rijnmond.
По данным голландских СМИ, несколько человек стояли на набережной в гавани и махали руками, когда шведское судно буксировали в последний путь.