Два шведа были частью съёмочной группы, которая снимала документальный фильм о катастрофе парома «Эстония». Теперь их привлекли к суду за нарушение закона о месте погребения. «По этому специальному закону обвиняемые впервые в истории будут преследоваться», - заявила Хелен Гестрин, прокурор палаты Национального подразделения по борьбе с международной и организованной преступностью.
Паром «Эстония» затонул в Балтийском море 28 сентября 1994 года, когда направлялся из Таллина в Стокгольм. Тогда погибли 852 человека.
Два гражданина Швеции являются частью международной съёмочной группы, в которую также входят норвежцы и немцы. В сентябре 2019 года с судна под немецким флагом был спущен исследовательский подводный робот к месту затопления «Эстонии». Это, по словам прокурора, означает, что они нарушили место погребения парома. Однако преследовать в судебном порядке могут только шведов, поскольку специальный закон о мирном погребении в этом районе был ратифицирован лишь Швецией, Эстонией и Финляндией.
Шведские документалисты могут быть приговорены к двум годам тюремного заключения в случае признания их виновным. Закон никогда ранее не рассматривался в суде и вынесение столь строгого наказания крайне маловероятно.
По данным официального расследования катастрофа произошла из-за повреждения запорного устройства носового визора. Однако это заявление многими ставится под сомнение. Даже немецкая верфь Meyer Werft в Папенбурге, где был построен корабль, отвергла итоги расследовании происшествия и считает, что исходя из того, как судно было построено, невозможно, чтобы оно затонуло в течение всего одного часа из-за повреждения носового визора.
Однако те, кто пытался снова расследовать катастрофу, столкнулись с сопротивлением. Затонувшее судно было засыпано 10 000 тонн камня, 400 000 кубометров песка и частично залито бетоном.
В своё время был принят специальный закон о погребении парома «Эстония», с аргументом в защиту умерших и их родственников. Тем не менее, большинство родственников жертв были против погребения останков судна камнями, песком и бетоном, и поэтому критики считают, что за решением стояли другие причины, например, они хотели скрыть что-то, что могло бы пролить свет на истинную причину катастрофы.