Бывший эстонский прокурор и следователь Маргус Курм обвиняет шведские власти в том, что они знают настоящую причину крушения парома «Эстония», но всеми силами скрывают это. Маргус Курм считает, что 28 сентября 1994 года паром столкнулся с шведской подводной лодкой.
Сегодня документалисты на телеканале Discovery показали, что на затонувшем пароме «Эстония» есть серьёзные повреждения в виде четырехметровой пробоины в корпусе. Это открытие называют настоящим прорывом, и оно побудило правительство Эстонии требовать от Швеции проведения новых подводных исследований.
По словам Курма пробоина была обнаружена ещё в 1994 году. «Существует два варианта: во-первых, в 1994 году исследовать корпус парома не сочли нужным. Второй вариант — повреждение зафиксировали, но не сообщили о нем общественности. Крайне вероятно, что объект, с которым столкнулась „Эстония” действительно было подлодкой... На место катастрофы было перевезено 400 000 кубометров песка и камня, и в феврале 1995 года, когда комиссия по расследованию ещё не завершила работу, было быстро принято решение о бетонировании судна. После этого видео с погружений, снятые в декабре 1994 года, исчезли, а в отношении обнародованных копий следственная комиссия заявила, что некоторые из них были сфальсифицированы», - сказал Курм.
Вскоре после катастрофы тогдашний премьер-министр Швеции Ингвар Карлссон пообещал, что правительство сделает всё возможное, чтобы любой ценой поднять «Эстонию» со дна Балтийского моря. Но уже 15 декабря 1994 года власти Швеции сделала полный разворот и было принято решение, что обломки пассажирского парома будут залиты бетоном.
Шведские корреспонденты попытались разыскать всех ответственных шведских министров 1990-х годов, которые принимали решения относительно «Эстонии», но никто из-них не хочет комментировать сенсационное открытие.
- Карл Бильдт, который был премьер-министром на момент катастрофы, отказался от комментариев.
- 85-летний Ингвар Карлссон, занявший пост премьер-министра чуть более чем через неделю после крушения парома, отказался давать интервью, ссылаясь на тот факт, что он «всё меньше и меньше общается с СМИ».
- Инес Уусман, которая была министром инфраструктуры и была в числе тех, кто принимал решение залить судно бетоном, не отвечает на телефонные звонки уже в течение нескольких дней.
- Мона Салин была министром юстиции и также отвечала за вопросы по «Эстонии», когда в 2004 году стало известно о перевозках оружия на пароме, также отказывается от комментариев.
- Не удалось связаться и с главой правительства Швеции начала 2000-ых Йораном Перссоном.