В подвале штаб-квартиры Управления полиции Швеции хранится забытое расследование катастрофы парома «Эстония». Это примерно 15 000 страниц в 27 ящиках. Но большая часть документов до сих пор засекречена, в том числе судовой дневник, грузовой манифест корабля и переписка между Россией и Министерством иностранных дел Швеции.
Тысячи документов спрятаны за красными железными воротами в хранилище главного полицейского участка Стокгольма.
Полиция Швеции проводила свою часть расследования действий, повлёкших смерть другого человека и халатность судоходства. По его результатам в феврале 1998 года главный прокурор Швеции Томас Линдстранд прекратил дальнейшее разбирательство. «Мне не удалось найти ничего, что свидетельствовало бы о том, что катастрофа могла быть вызвана умышленным преступлением», - написал прокурор в своём решении о закрытии уголовного дела.
Но несмотря на то, что уголовное расследование было закончено, значительная его часть по-прежнему засекречена по соображениям защиты лиц, фигурировавших в расследовании.
Бывший глава Ревизионного комитета Швеции (Riksrevisionen) Инга-Бритт Алениус критически относится к действиям Управления полиции. Она считает, что документы должны быть раскрыты, поскольку проливают свет на причины катастрофы.
«Я считаю невероятно странным, что до сих пор засекречены материалы, которые представляют интерес для выяснения причины затопления парома. Всё должно быть обнародовано. Я понимаю, что полиция должна защитить, например, действия отдельных членов экипажа, но это определенно не может быть поводом для сокрытия такого большого полицейского расследования», - говорит она.
Нильс Функе является экспертом в области публичного права и считает, что полицейские «ухватились за соломинку», ссылаясь на закон от 1992 года, и уверен, что правила секретности для защиты частных лиц не могут применяться к таким документам, как грузовой манифесты и переписка с другими государствами.