В прошлом году от нового вируса короны в Швеции умерли тысячи людей, но на самом деле это не так много, как можно было бы подумать. Последние исследования показывают, что многие умерли бы в любом случае, но по другим причинам.
По данным Шведского агентства общественного здравоохранения, 9 309 шведов умерли от COVID-19 до 31 декабря 2020 года включительно. Теперь стало ясно, какую цену Швеция заплатила за пандемию в 2020 году.
Но не всё так просто. Статистика Агентства общественного здравоохранения Швеции включает в число жертв коронавируса всех тех, кто умер в течение 30 дней после постановки диагноза заражением COVID-19. Таким образом, в этом реестре могут попадать смерти людей с диагностированным вирусом COVID-19, которых, например, сбил автобус. Но даже в тех случаях, когда человек умер в больнице или в доме престарелых, часто трудно с определённостью сказать, что именно вирус был непосредственно летальным, а в каких случаях COVID-19 была лишь одной из причин. Количество возможных источников ошибок очень велико.
Поэтому исследователи склоняются к так называемой избыточной смертности, чтобы определить, насколько серьёзно пандемия повлияла на жизнь людей. То есть, насколько выше уровень смертности за один год по сравнению со средним показателем за предыдущие годы.
Теперь, по завершении 2020 года, Статистическое управление Швеции (SCB) пришло к выводу, что в прошлом году умерло 97 164 шведа. Эту цифру можно сравнить с 2015–2019 годами, когда ежегодно умирало в среднем 90 962 человека. Другими словами, в 2020 году умерло на 6 202 шведа больше, чем в обычные предыдущие годы.
«Конечно, это всё не точно, но можно предположить, что все эти люди жили бы и сейчас, если бы не COVID-19», - говорит Линус Гарп, статистик из Статистического управления Швеции.
Он отмечает, что показатель числа людей умерших в прошлом году, пока предварительный и, по всей вероятности, будет изменён на 300-700 смертей из-за задержек с регистрацией. По его словам, только 22 февраля статистика населения за прошлый год будет окончательно зафиксирована.
Несмотря на это, немногим более 6 000 смертей - это примерно на 30 процентов меньше, чем число, зарегистрированное до 31 января по данным Агентства общественного здравоохранения. Это означает, что примерно 3000 человек включённых в число жертв коронавируса умерли по причинам, отличным от COVID-19.
По предварительным данным Статистического управления Швеции, в прошлом году в Швеции умерло 97 164 человека. Это необычно много для последних лет. Но с другой стороны - почти столько же людей умерло в Швеции в 1993 году, когда было зарегистрировано 97 008 смертей и без всякого коронавируса.
Однако, как отмечает Линус Гарп, проводить подобные исторические сравнения довольно сложно.
«Это всё очень неточно, потому что не только число, но и состав населения постоянно меняется. Есть те исследователи, кто считает, что мы не должны сравнивать число погибших только за последние пять лет, поскольку население увеличилось. Да. Это правда, но ведь население больше всего изменилось из-за иммиграции, а от коронавируса больше всего пострадали пожилые, но эта группа населения почти не зависит от иммиграции», - говорит он.
Но если сравнивать число погибших к доле всего населения, то всё становится ещё более запутанным. Потому что, если принять во внимание население в 1993 года, то тогда умерло 1.1 процента от всего населения Швеции. А в 2020 году умерло «всего лишь» 0.9 процента, несмотря на пандемию.
«У нас сейчас гораздо ниже базовая смертность, чем несколько лет назад. Сейчас умирает гораздо меньшая часть населения, чем раньше. Вам нужно всего лишь посмотреть цифры 20-летней давности, чтобы увидеть разницу. Ожидаемая продолжительность жизни сейчас больше, чем раньше», - говорит Линус Гарп.
Но даже не в абсолютных цифрах 2020 год - рекордный. «Абсолютно рекордным годом», по крайней мере с момента начала измерений в 1749 году, был 1773 год, когда умерло 105 139 шведов, или 5.3 процента населения. Причиной этого был неурожай в сочетании с эпидемией дизентерии, унёсшей много жизней. Затем идёт 1918 год, когда умерло 104 591 человек (испанский грипп), и 1857 год, когда умерло 101 491 человек, в основном от дизентерии и холеры.
«Раньше, из года в год, причин высокой смертности населения были намного больше. Общество было гораздо более уязвимым. По словам Линуса Гарпа относительная стабильность наступила только в 1950-х годах, когда прививки и другие меры радикально снизили смертность.