Когда во вторник международная экспедиция начала гидроакустические исследования затонувшего парома «Эстония», следователи внезапно столкнулись с помехами со стороны подводного неизвестного источника. Следователям пришлось на время прервать операцию.
На этой неделе власти Швеции и Эстонии исследовали затонувший паром «Эстония» с помощью гидролокатора, сонара и подводной роботизированной камеры.
Хотя власти Швеции предлагали изучить затонувшее судно лишь весной 2022 года и только с использованием гидролокатора, власти Эстонии настояли на проведение более масштабных работ, как можно быстрее. Уже в прошедшую среду эстонские следователи изучили обломки судна с помощью подводной видеокамеры и с удивлением узнали, что носовая рампа парома полностью отделена от корабля, в то время как ещё осенью 2019 года она была на месте.
За день до того, как эстонцы отправили на дно Балтики свою робот-камеру, возникли проблемы, когда исследователи пытались изучить «Эстонию» с помощью сонара. Внезапно измерительные приборы были выведены из строя неизвестным оборудованием.
«Это было частотное возмущение от внешнего источника под поверхностью. Мы всё проверили путём исключения последовательно отключая другие возможные источники помех наших собственных систем. Тогда, конечно, были разные предположения, но то, что было вмешательство извне, в этом не было никаких сомнений», - сообщил фотограф Стефан Еревонг (Stefan Jerrevång), который работал на эстонском экспедиционном корабле Eva.
По словам Стефана Еревонга, изображение на экранах компьютеров внезапно сменилось различными беспорядочными волнами и работу экспедиции пришлось прервать на один день.
На следующий день Эстония отправила к месту работ судно VLT-089, оснащённое проводной роботизированной камерой, так называемым ROV, который нельзя вывести из строя или создать помехи, если только не обрезать кабель между камерой и исследовательским судном.
Неизвестно, кто отсоединил носовую рампу затонувшего парома и пытался помешать расследованию, но подозрения указывают на Вооруженные силы Швеции.
Юнас Бэкстранд, председатель шведского совета по расследованию происшествий, подтвердил, что кто-то преднамеренно создавал трудности для экспедиции, но не хочет говорить, было ли это сделано со стороны подводной лодки. У него также нет вообще никаких теорий по поводу этого.
Однако, судя по тону эстонских СМИ, подозрения указывают именно на Швецию и на шведскую подводную лодку. Крупнейшие эстонские СМИ сейчас открыто предполагают, что шведские СМИ преднамеренно заглушают сенсационную информацию об «Эстонии».
«В отличие от Эстонии, шведские репортажи всё ещё очень неясны и затуманены. Небольшие информационные сообщения появились во всех крупных газетах, но факт отделения носовой рампы не получил особого внимания», - отмечает ведущая ежедневная эстонская газета Eesti Päevaleht.
Бывший государственный прокурор и государственный следователь Эстонии Маргус Курм считает, что авария парома «Эстония» скорее всего была вызвана шведской подводной лодкой, и теперь указывает на то, что кто-то в Швеции пытается скрыть улики под водой.