Решение России выйти из зернового соглашения может, в конечном итоге, отразиться и на Швеции. Это может привести к подорожанию молока, яиц и мяса, заявили в Федерации шведских фермеров.
Ответ на то, как рынок отреагирует на выход России из соглашения, призванного обеспечить экспорт зерна из Украины, можно будет увидеть уже в понедельник. «Я был бы очень удивлён, если завтра мы не увидим резкого роста цен на зерно», - говорит Микаэль Еппссон, менеджер по зерну сельскохозяйственного кооператива Lantmännen, в который входит 19 000 шведских фермеров.
Остановка зернового соглашения на Швецию напрямую не влияет, поскольку она не ведёт торговлю ни с Украиной, ни с Россией. «Для того, чтобы это имело на нас влияние, нужно, чтобы это стало постоянной проблемой, и это связано с тем, как идёт война на Украине. Но есть все признаки того, что всё движется не в лучшем для нас направлении. Что касается цен на продовольствие, то ситуация была значительно более шаткой в начале года, когда ещё не были известны результаты урожая 2022 года. Но тот факт, что урожаи в Швеции оказались в порядке, сделал ситуацию более стабильной. Летнее зерновое соглашение способствовало снижению цен на продовольственных рынках. Но если теперь ни один грузовой корабль не выйдет из украинских портов, то могут вырасти цены на корма. В долгосрочной перспективе животноводство станет более дорогим и это в конечном итоге приведёт к повышению розничных цен на ряд продуктов. Затем это начинает сказываться на всей другой животноводческой продукции, такой как производство молока, яиц и мяса», - считает Ларс-Эрик Лундквист, эксперт по экономической политике Национальной ассоциации фермеров.
Еще до субботней террористической атаки с российской стороны поступали сигналы о том, что они не хотят продлевать соглашение, если не будут сняты санкции против российского экспорта удобрений.
«Как бы то ни было Россия хочет продавать свои удобрения на Запад. Но у нас не так много людей, которые хотят позволить это. Нам нужно рассматривать все возможные варианты в данной ситуации», - говорит Ларс-Эрик Лундквист.