Рост цен на продукты питания и энергоносители ощущается по всей Европе. В британской The Guardian Швеция изображается как страна с большими проблемами.
Гордая и процветающая Швеция, с её знаменитой щедрой системой социального обеспечения и обилием зеленой энергетики, теоретически должна быть лучше подготовлена, чем большинство европейских стран, чтобы выдержать удары экономического кризиса на континенте.
По ВВП на душу населения страна занимает пятое среди государств-членов ЕС. Природный газ составляет всего 2% её энергии, что изолирует от самых разрушительных экономических последствий российской спецоперации на Украине. Уровень бедности в Швеции намного ниже среднего по Европе.
Но быстро растущие счета за электроэнергию и резкий рост цен на продукты питания сказываются здесь, как и везде. «В Швеции также существует проблема бедности. Возможно, мы не будем много говорить об этом, но это есть, и в этом году ситуация значительно ухудшилась», - сказал Юхан Риндевалл, основатель социальной концепции Matmissionen, члены которой могут покупать более дешевые товары.
Уникальная сеть социальных супермаркетов Matmissionen, которая быстро расширилась с января, увеличив число своих клиентов более чем в два раза, поскольку она предлагает своим членам с низкими доходами возможность покупать более дешёвую еду.
Восемь магазинов Matmissionen - пять в Стокгольме, три из которых открылись в этом году, два в Гётеборге и один в Мальмё - продают продукты питания, пожертвованные производителями и розничными торговцами, которые могли бы быть выброшенными, из-за косметических дефектов, поврежденной упаковки или короткого срока реализации.
На самом деле любой человек может делать покупки в Matmissionen, но только зарегистрированные члены, которые заранее забронировали визит для совершения покупок, получают самые низкие цены. Членство открыто для тех, чей ежемесячный доход составляет менее 11 200 крон (примерно 67 000 рублей) в месяц в виде заработной платы или пособий. Для членов этого Клуба бедных цены минимальны: за пять крон (30 рублей) буханка хлеба, за шесть крон (36 рублей) килограмм бананов и за 33 кроны (200 рублей) 500 г говяжьего фарша.
Супермаркеты Matmissionen становятся всё более нужными. Система социального обеспечения Швеции в последние годы неуклонно сокращалась, увеличивая разрыв между богатыми и бедными и делая все больше и больше людей уязвимыми перед инфляцией, которая этой осенью составила около 8 процентов.
Доходы домохозяйств сильно пострадали от счетов за электроэнергию, которые в некоторых случаях удвоились. Более 75 процентов электроэнергии в Швеции производится гидроэлектростанциями, атомными электростанциями и ветряными электростанциями, но она не избежала влияния спецоперации на Украине из-за возросших цен на электроэнергию на всём континенте.
В Швеции выросли цены на бензин и продукты питания. В этом году стоимость сливочного масла выросла примерно на 25 процентов, мяса - на 24 процента и сыра - примерно на 22 процента.
Юхан Риндевалл говорит, что число членов Matmissionen выросло с 7200 в январе до более чем 14700 к концу октября. Самая большая группа новичков в этом Клубе бедных, около 40 процентов, это семьи с детьми, как одинокие родители, так и супружеские пары. «Темпы инфляции означают, что мы принимаем в свою организацию гораздо больше людей, чем когда-либо прежде. Некоторые жалуются, что они не соответствуют требованиям членства, но не могут позволить себе покупать еду, в которой они нуждаются, где-либо ещё», — говорит он.
По данным Центрального статистического управления Швеции, во время последнего крупного инфляционного кризиса в начале 1990-х годов около 7 процентов населения Швеции жили в относительной бедности, что определяется как выживание на 60 процентов или меньше среднего дохода по стране. В этом году этот процент оценивается выше 14.
«Швеция может по-прежнему имеет хорошую систему социальной защиты, но, возможно, она недостаточно оперативно реагирует на внезапные и значительные изменения стоимости жизни. Единственный положительный момент во всём этом заключается в том, что сейчас так много людей начали громко говорить о немыслимых ценах на продукты, что уже не существует прежнего социального клейма позора, связанного с невозможностью прокормить свою семью. Это больше у нас не табу», — говорит Риндевалл.