Падение цен на жильё пугает шведов, но, по словам недавно ушедшего в отставку управляющего Риксбанка Стефана Ингвеса, это закономерно. «Шведский рынок недвижимости не функционирует, и в этом виноваты наши политики», - заявил он американскому CBNC.
Цены на жильё в Швеции росли в течение последних десяти лет, чему способствовали низкие процентные ставки и система, в которой почти все жилищные кредиты финансируются плавающими процентными ставками, отмечает американский медиа-гигант.
Но сейчас цены на недвижимость падают. И это снижение неудивительно, учитывая «дисфункциональный» характер шведского рынка жилья, считает Стефан Ингвес, который возглавлял шведский Центробанк (Риксбанк) с 2006 по конец 2022 год и сейчас резко критически высказывается в интервью CBNC.
Во время пандемии цены на недвижимость по всей Европе продолжали расти, и Швеция не стала исключением. Спрос на недвижимость резко вырос, поскольку были усилены государственные меры поддержки, а банки упростили кредитование для стимулирования экономики.
Но сейчас цены резко падают. В феврале 2022 года Риксбанк заявил, что ключевая ставка больше не останется на нулевом уровне, и предсказал её плавное повышение до второй половины 2024 года. И уже всего три месяца спустя ставка была повышена до 0.25%, затем до 0.75% в июле, до 1.75% в сентябре и 2.5% в ноябре.
Дальнейшее повышение процентной ставки ожидается уже в феврале до 3 процентов, и шведские экономисты прогнозируют дальнейшее снижение цен на недвижимость.
Банки Nordea Bank, Handelsbanken, SEB, Национальный институт экономических исследований предсказывают 20-процентное падение цен на жильё.
Падение рынка - это коррекция, которая возвращает цены на шведскую недвижимость к их допандемийному уровню. Но бывший управляющий Риксбанка говорит, что нестабильность на рынке жилья Швеции можно отнести и к более фундаментальным проблемам.
«Мы ничего не скрывали от правительства относительно структурных проблем, которые у нас есть на рынке жилья. Я настойчиво снова и снова повторял, что уровень долга в секторе домашних хозяйств катастрофически высок, и наступит день расплаты. В конечном итоге ставки вырастут, и теперь ставки выросли. Но имело место политическое нежелание решать эти проблемы, и поэтому мы находимся в том положении, в котором находимся», - заявил бывший глава шведского ЦБ.