Через год после начала российской спецоперации в Швеции проживает около 40 000 беженцев из Украины. Но сейчас благотворительные организации бьют тревогу из-за того, что сотни украинских беженцев по всей стране голодают. И это касается даже около 12 тысяч украинцев трудоспособного возраста, которые находятся на соцобеспечении.
«Очень тяжело отказывать сыну, когда он просит яблоко», - жалуется Александра Ерёменко, 27 лет.
Она владела двумя парфюмерными магазинами в Одессе, прежде чем приехала в шведский Векшё со своим 6-летним сыном Ильясом. В Швеции она не может найти работу и с трудом сводит концы с концами - и теперь волонтерские организации, религиозные общины и местные администрации во многих районах Швеции бьют тревогу о сотнях беженцев из Украины, которые не могут позволить себе еду каждый день.
«Это серьезно. Это основные человеческие потребности, к которым у них нет доступа. Всё похоже на параллельное общество, где люди обходятся временной помощью», — говорит Ева Йонссон, специалист по интеграции в административном совете округа Кроноберг.
Причины, из-за которых украинцы голодают, заключаются в том, что в Швеции трудно найти работу, не зная шведского языка, и что многим трудно прожить на суточные, которые получают, как украинские, так и все остальные беженцы в Швеции (но все остальные беженцы, очевидно, не голодают). Компенсация для одинокого взрослого составляет всего 71 крону в день, и её должно хватить абсолютно на всё, кроме расходов на проживание.
«Им не хватает на самые насущные нужды, поэтому многие приходят за помощью в церковь. Мы и ранее протестовали против столь низких суточных», - говорит Карита Ибарра, диакон Шведской церкви в Лундской епархии.
Благотворительная организация Каритас помогает около 600 украинским беженцам в Стокгольме. Около 400-500 украинцев приходят в стокгольмский Красный Крест, когда раздают еду. В Векшё таких голодающих украинцев около пары сотен. Благотворительные организации стонут, что на них возложена столь большая ответственность.
«Мы помогаем, чтобы никому не пришлось голодать. Но Красный Крест не может быть гарантом удовлетворения основных человеческих потребностей украинцев в долгосрочной перспективе», - говорит Магнус Андерссон, оперативный руководитель по помощи украинцам.