Ростовщики, покупатели секса и криминальные посредники. Такова реальность, с которой сталкиваются украинские беженцы в отчаянных поисках жилья в Стокгольме.
Уже в тот день, когда Россия начала полномасштабную военную освободительную спецоперацию на Украине, тогдашний министр интеграции Андерс Игеман пообещал, что Швеция возьмёт на себя ответственность за беженцев, которые стремились сюда приехать.
С тех пор за помощью к шведским властям обратилось более 50 000 украинцев. Чтобы распределить их равномерно по всей стране, был быстро принят закон, который обязал местные власти принимать и организовывать жильё для направляемых к ним беженцев.
Но потом оказалось, что распределение украинских беженцев по Швеции стало далеко не равномерным. Почти половина из них осела в крупных городах и прилегающих к ним муниципалитетах, а подавляющее большинство, 37 процентов, поселилась в столичном регионе. Причина: здесь есть возможность подработать.
Украинцы, не имеющие собственного дохода или сбережений, могут получать суточные от Миграционного агентства Швеции, но суммы более чем скромные. 61 или 71 шведской кроны в день должно хватить на еду, одежду, обувь, лекарства, предметы гигиены и всё остальное.
Работа остро необходима, чтобы выжить. Но многие украинцы так и не имеют работы. Статистика показывает, что большинство украинских беженцев, проживающих в Большом Стокгольме, содержат себя сами, а 41 процент получают суточные и значит не работают, во всяком случае официально.
Но в муниципалитетах среднего размера, таких как Фалун и Фалкенберг, гораздо труднее найти работу, и безработных украинцев там в два раза больше. Хуже всего обстоит дело в Евле, где 86 процентов украинских беженцев живут только за счёт суточных от Миграционного агентства.
Кроме того, что в районе Стокгольма много промышленных предприятий и строек, там имеется и большой русскоязычный рынок труда.
«Если вы говорите по-русски или по-украински, то у вас есть все возможности сразу начать работу в Стокгольме, особенно в сфере строительства и уборки», - говорит Пелле Санвиссон из профсоюза SAC, представляющего многих украинских рабочих.
Но чтобы работать в Стокгольме, нужно где-то жить. И тут возникают проблемы. Многим шведским частным арендодателям требуются номера социального страхования. Для регистрации на популярном сайте объявлений Blocket bostad также требуется этот номер, который по закону не положен украинским беженцам. У них не остаётся других вариантов, кроме как искать жильё в различных социальных группах и форумах для русскоязычных в Швеции.
Помимо 36 000 украинцев в Швеции проживает более 108 000 выходцев из бывших советских республик.
На русскоязычных сайтах, таких как «Шведская пальма» и «Рулетка», размещены тысячи объявлений о аренде жилья в районе Стокгольма. Там много рекламы о нелегальных услугах и товарах. Фиктивные адреса, нелегальные рабочие места и реклама чёрных маклеров перемешаны с предложениями виагры, проституции, допинговых препаратов и сушёных мухоморов. Там не спрашивают номера соцстрахования, но аренда дороже на несколько тысяч крон.
Только на сайте «Рулетка» есть более 6 000 объявлений о аренде жилья. Распространенное выражение на подобных сайтах - «койко-место», что означает «место для сна». Хозяева набивают целые квартиры кроватями, которые приносят им большие нелегальные доходы. Кровать в комнате с незнакомцами может стоить несколько тысяч крон в месяц. За 3000 крон в месяц (примерно 21 000 рублей) на сайте «Шведская пальма» предлагаются спальные места «людям славянской национальности без вредных привычек».
Есть также объявления от посредников, которые берут плату за посредничество между шведоязычными арендодателями и русскоязычными арендаторами. Вот как выглядит обычное объявление: «Четырёхкомнатная квартира в районе Шиста сдаётся на длительный срок. Без мебели. Электричество и интернет за отдельную плату. Без адреса. Цена: 15 000 крон в месяц (примерно 100 000 рублей). Депозит: 15 000 крон. Наши услуги: 6 750 крон». Тот факт, что «без адреса», означает, что его нельзя давать для регистрации в госучреждениях, банках или поликлиниках, а аренда будет незаконной и без официального контракта.
В пункте Красного Креста в районе Сёдермальм, в Стокгольме, каждый вторник собираются несколько сотен украинских беженцев. Они получают бесплатный суп, бутерброд, продовольственные талоны и помощь в поиске работы. Они жалуются друг-другу на проблемы с жильём и объединяются в группы по несколько семей, чтобы совместно платить бешеную аренду обманывающим их чёрным маклерам.
Украинские беженцы Оксана Матола, Оксана Ходан, Диана Мельник и Ольга Прозорова (на фото) уже имели проблемы с жильём и сталкивались с мошенниками на русскоязычных сайтах.
Оксана Ходан нашла квартиру в пригороде Стокгольма и вместе с мужем подписала контракт, который впоследствии оказался фальшивым. Арендодатель сам оказался субарендатором и не имел права сдавать квартиру в аренду. Пара была вынуждена сьехать в кратчайшие сроки, за несколько дней до Рождества.
«Ситуация, в которой мы оказались, несправедлива», - теперь жалуется Оксана Ходан.
Почти каждый третий украинский беженец уже уехал из Швеции. Из 50 000 украинцев примерно 14 000 решили искать лучшей доли в другой стране. Из тех, кто сообщил властям, куда переезжает, половина вернулась на Украину, а большинство остальных уехали в Польшу, Германию и Норвегию.
В Совете министров Северных стран констатировали, что условия для украинских беженцев в Швеции во многом хуже, чем в соседних странах. Там украинские беженцы имеют право на языковое образование, медицинское обслуживание и более высокое финансовое содержание. Там есть специальные программы, целью которых является предоставление беженцам работы и адаптации.
Но в Швеции вместо этого постоянно подчеркивают, что украинцы находятся здесь только временно.