Стоимость активов Риксбанка Швеции обвалилась, как камень. Теперь управляющий ЦБ Эрик Тедин вынужден просить у Риксдага 80 миллиардов шведских крон, чтобы спасти ситуацию. «Если наш Центробанк представить обычным коммерческим предприятием, то он бы обанкротился», - говорит Роберт Бергквист, старший экономист банка SEB.
В пресс-релизе, опубликованном во вторник, Риксбанк заявляет, что ему необходимо 80 миллиардов крон, чтобы сохранить уверенность в независимой денежно-кредитной политике. Проблема оказалась в падении стоимости облигаций, которые Риксбанк купил в период с 2015 по 2021 год.
«В тот период Риксбанк использовал все средства для увеличения инфляции, которая была слишком низкой. Тогда это было хорошо для шведской экономики, но сейчас инфляция неожиданно выросла, а цена облигаций упала. Для Риксбанка это означает, что его активы снизились и это привело к убыткам. Теперь нужно пополнить казну и укрепить устойчивость ЦБ. Как и в случае с традиционным коммерческим предприятием, ему необходимо иметь капитал. Если бы наш Центробанк представить предприятием, то он бы обанкротился. Но Риксбанк - уникальная организация и не может обанкротиться», - объяснил Роберт Бергквист.
Теперь Риксдаг примет решение по запросу Риксбанка, а Управление государственного долга займёт деньги на рынке облигаций и переведет их на баланс Риксбанка. В результате этого шведский ЦБ будет спасён, но государственный долг Швеции вырастит.
Роберт Бергквист утверждает, что Центральный банк не часто просит у государства денег, но в текущей ситуации нет другого выхода.
«Центральному банку стыдно просить денег у политиков. Он хочет быть независимым. То, что Риксбанк понёс убытки, это серьёзно. Но в Швеция оказалась в исключительной ситуации из-за пандемии. Тогда мы были готовы прибегнуть ко всем средствам, чтобы спасти ситуацию», - говорит Бергквист.