Шведская экономика похожа на лодку со сломанным двигателем: все смотрят друг на друга и ждут, когда кто-нибудь что-нибудь сделает.
«Неопределенность» - это слово двадцать три раза встречается в новом докладе ЦБ Швеции под названием «Обновление денежно-кредитной политики». Другие часто встречающиеся выражения - «трудно судить», «слишком рано» и «нужно подождать».
«Пошлины и другие действия Дональда Трампа перевернули многое с ног на голову. Это создало непредсказуемость, которая, словно мокрое одеяло, накрыла мировую экономику, в том числе и шведскую», - заявил глава Риксбанка Эрик Тедеен.
Никто в Швеции точно не знает, как это повлияет на экономику страны, но всё указывает на то, что дела плохи. В последнее время появляется всё больше сигналов о том, что экономика страны замедляется, а ведь и до прихода Трампа темпы роста шведской экономики были едва заметны.
Несколько банков уже понизили прогноз роста ВВП Швеции в этом году и теперь 2026 год может стать годом восстановления, но пока этого не видно: рост в первом квартале был нулевым. Риксбанк отмечает, что шведские домохозяйства находятся в депрессии и указывает на рост пессимизма среди компаний.
В марте в Швеции обанкротилось 122 ресторана, что является самым высоким показателем, когда-либо зафиксированным за один месяц. В то же время уровень безработицы стремительно растёт, достигнув в марте колоссальных 8.8 процента, что является самым высоким показателем со времён финансового кризиса, если не считать пандемию. Индекс потребительских цен в апреле вырос на 0.3 процента, а инфляция составила 2.3 процента.
Последние опросы Национального института экономических исследований показывают, что с февраля этого года домохозяйства стали гораздо более пессимистичными, как в отношении личной экономики, так и в отношении того, как идут дела в Швеции.
Всё больше шведов откладывает деньги на чёрный день, всё больше отказывается от крупных покупок или приобретения жилья, а уровень безработицы, по прогнозам, будет расти. Для многих в Швеции жизнь остановилась.
После почти четырёх неудачных лет для шведской экономики всё это начинает входить в привычку.