Часть денег, которые покупатели платят за мебель из сосны в ИКЕА идут на поддержание борьбы Александра Лукашенко против своих политических оппонентов. Семь процентов древесины, из которой изготавливается мебель ИКЕА, поступает из Беларуси. А там государству принадлежит весь лес. «Это деньги, которые способствуют поддержанию крайне деспотичного режима», - утверждает Анна Сундстрём, генеральный секретарь международного центра Улофа Пальме.
Когда 1 декабря этого года ИКЕА приняла участие в цифровом семинаре о том, как увеличить производство мебели в Беларуси представитель ИКЕА Наталья Склярова ни одним словом не упомянула о насилии в стране, когда представляла инициативу Интер ИКЕА «Вперёд, Беларусь».
И это сильно расстроило Аннe Сундстр§м, генерального секретаря международного центра Улофа Пальме. Ведь ещё в ноябре лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская просила министра иностранных дел Швеции Анн Линде о помощи.
Тихановская обратилась с призывом к иностранным компаниям, которые помогают президенту Лукашенко оставаться у власти, ведя дела с государственными компаниями страны: прервите любое сотрудничество или осудите государственный режим и руководство компаний, которые ущемляют право своих сотрудников на протесты.
Анна Сундстрём считает, что ИКЕА должна оказывать давление на белорусские власти и даже свернуть сотрудничество с Беларусью.
«Если у ИКЕА такое обширное сотрудничество с Беларусью, то действительно пора соответствовать красивым словам и оказывать давление на режим... У покупателей товаров ИКЕА гораздо больше власти, чем мы думаем, поэтому я абсолютно уверена, что мы, как потребители, должны взять на себя инициативу. Это очень много значит, если мы задумаемся о том, действительно ли мы хотим делать покупки в ИКЕА, когда мы знаем, что наши деньги способствуют поддержанию такого чрезвычайно деспотичного режима», - говорит Анна Сундстрём.
Хенрик Эльм, менеджер по глобальным поставкам Интер ИКЕА Груп Inter утверждает, что в ИКЕА всегда осуждают любые нарушения прав человека во всём мире.
«Что касается ситуации в Беларуси, то мы внимательно следим и постоянно оцениваем возможности и риски в связи с нашим присутствием там. Пока что наша оценка такова, что самое ответственное - остаться в Беларуси», - заявил он.