Стокгольм
Валюта
1 EUR = 11.62 SEK
1 USD = 10.91 SEK
1 SEK = 8.58 RUB

Читайте нас в 

Власти Швеции отправляют женщину в казахскую тюрьму, а её сына - в приютВласти Швеции приняли решение депортировать женщину и её 15-летнего сына в Казахстан. Там она попадает в тюрьму, а её сын - в детский дом. «Я боюсь, что мой сын умрёт в приюте, пока я буду отбывать свой пятилетний срок», - говорит несчастная.

Мира (вымышленное имя) была приговорена к пяти годам тюремного заключения за кражу в Казахстане в 2010 году. По её словам, это был неправомерный приговор, вынесенный по указке криминального авторитета в качестве мести.

Мира рассказывает, что ещё в 2009 году, работая в офисе Philip Morris в городе Жаркент, она узнала, что её босс ведёт черную бухгалтерию и незаконно хранит в офисе пистолет.

Сын Миры, которому тогда было четыре года, случайно выстрелил в себя из этого пистолета и получил повреждение головного мозга, которое привело к лёгкой умственной отсталости и приступам эпилепсии. Когда Мира пожаловалась на своего босса, он стал угрожать ей и обвинил Миру в мошенничестве.

«Мой босс заплатил судье, чтобы тот признал меня виновной в воровстве», - говорит Мира.

Приговор казахского суда к 5-летнему тюремному заключению должен был быть приведён в исполнение, когда сыну женщины исполнится 14 лет. Но в 2013 году Мира и её сын сбежали в Швецию, потому что Мира подвергалась преследованиям со стороны своего бывшего начальника и его родственников. Кроме того, она боялась, что через несколько лет её сын попадет в детский дом. У женщины в Казахстане нет близких родственников, которые могли бы позаботиться о сыне.

Шведское миграционное агентство пишет в решении о депортации от 5 марта, что нет никаких препятствий для исполнения депортации: «Вы сами заявляете, что преступление, в котором вас обвиняют, является ложным и что вы не совершали кражу, за которую вас обвинили и осудили. Однако Шведское миграционное агентство не может проверить это исключительно на основе ваших слов... Мы считаем, что возвращение вашего ребёнка на родину не будет несовместимым с его интересами. Наша оценка основана на визите сотрудников Шведского миграционного агентства в детский дом в Казахстане в 2014 году. Во время нашего посещения детского дома в Астане, стало ясно, что материальные условия там очень хорошие и что у детей есть доступ к врачам и к предметы первой необходимости. Таким образом, депортация не нарушит Конвенцию ООН о правах ребёнка.».

Правозащитная организация Human Rights Watch в отчёте за 2019 год описала совершенно иной образ казахского детского дома для умственно отсталых детей. В нём говорится, что детей часто избивают и накачивают лекарствами, чтобы с ними было легче справиться. Иногда их даже помещают в смирительные рубашки. Дети не учатся, а только сидят кладовых.

«Я боюсь, что мой сын умрёт в приюте, пока я буду сидеть пять лет в тюрьме», - говорит Мира.

У сына женщины уже возникли суицидальные мысли после решения о депортации на родину. У него появились перепады настроения, припадки и проблемами со сном. Он всё время молчит и не хочет говорить. Для него будет большой травмой оказаться в приюте в стране, которую он едва помнит. Ведь он живёт в Швеции с семи лет, тренировался легкой атлетике и был скаутом. Он чувствует себя шведом, лечит травмы и ходит в спецшколу.

Власти Швеции отправляют женщину в казахскую тюрьму, а её сына - в приют

«Его будущее в Швеции выглядит очень светлым», - говорит Мира.

В 2015 году Мире и её сыну впервые отказали в предоставлении статуса беженцев в Швеции. После этого они нелегально прожили без документов 4.5 года. Их поддерживали волонтёры, но это был тяжелый период.

В январе 2020 года они снова подали заявление о предоставлении убежища. Отказ по новой заявке пришёл в июле 2020 года, и теперь мать с сыном снова живут в Швеции на нелегальном положении.