В 2015 году водолазы поисковой компании Ocean X Team из пригорода Стокгольма обнаружили в водах Швеции затонувшую российскую подводную лодку. После многих согласований и расследований они теперь готовы поднять подводную лодку. Особенно это важно после того, как сам президент России Путин сказал своё да.
«Теперь мы ждём от нашего правительства ответа «да» или «нет»», - говорит Деннис Осберг, один из основателей компании Ocean X Team.
Российская подводная лодка «Сом» затонула в водах Швеции у Грисслехамна в мае 1916 года во время Первой мировой войны. «Сом» столкнулся с шведским торговым судном, у него обломился перископ.
Не прошло и 100 лет, как подводная лодка была обнаружена командой Ocean X по наводке из России.
«Мы прибыли к предполагаемому месту гибели лодки и опустили в воду гидролокатор, и подводный робот с дистанционным управлением. После недельных исследований мы её нашли и сами опустились в воду. Мы увидели буквы на борту «Сом». Мы были очень счастливы! Она оказалась такой большой и в таком хорошем состоянии! Все осталось целым, кроме перископа, механизма открытия люка и оторвавшейся пушки», - рассказал Деннис Осберг.
Это было в июле 2015 года. Но прийти на помощь затонувшей подлодке оказалось труднее, чем предполагали в начале. Ocean X хотел спасти, а затем передать подводную лодку России, но не были услышаны. И это было странно: ведь если её спасти, то она войдет в десятку старейших сохранившихся подводных лодок в мире и, вероятно, окажется в музее в Санкт-Петербурге. Шведские и российские власти долго вели переговоры. Всё остановилось до начала этого года.
Затем внезапно пришли вести от большого соседа с востока. Денниса и его коллегу Петера пригласили в российское посольство.
«Мы были невероятно удивлены. Были пирожные и конфеты, и они были очень гостеприимны», - рассказывает Деннис.
В посольстве шведам сообщили, что Россия согласилась с поднятием затонувшей подводной лодки и что Русское географическое общество, во главе с президентом Владимиром Путиным, предложило покрыть расходы. (неизвестно почему шведы считают Путина главой РГО. В действительности главой РГО является Сергей Шойгу - прим. переводчика) А буквально месяц назад из Министерства иностранных дел Швеции пришёл ответ, что они также согласны с поднятием подлодки.
«Сом» считалась очень продвинутой для своего времени подлодкой и был одной из первых, что работала на бензине. Россия приобрела её у США во времена царствовавшего над Российской Империей царя Николая II. Через год после её затопления в России вспыхнула революция, Николай был вынужден отречься от престола, а затем убит.
На борту подводной лодки, вероятно, есть остатки её экипажа из 18 человек. Кроме того, там могут быть взрывоопасные предметы, например, боеприпасы, но есть много свидетельств того, что «Сом» не имел на борту торпед во время своего последнего путешествия.
«Это очень увлекательно. Мы не знаем, что найдем. Если нам повезет, то документы и журналы могут быть хорошем состоянии», - говорит Деннис.
«Сом» был построен в США в 1901 году под названием «Фултон» и продан России в 1904 году.
Участвовал в русско-японской войне 1904-1905 гг.. Дислоцировался во Владивостоке.
Участвовал в Первой мировой войне (Чёрное море 1914-15 и 1915-16 в Балтийском море).
У «Сома» было шесть родственных кораблей российской постройки. Все они были потоплены или отправлены на слом.
Подводная лодка была относительно небольшой (20 метров) и её можно было транспортировать по железной дороге.
(на верхнем фото: подлодка «Сом» и экипаж; на нижнем фото: повреждёный люк субмарины и морская рыба)