Перевооружение шведской армии проходит с серьёзные недостатками и в случае войны с Россией Швеции не хватит ни техники, ни личного состава. Причины - недофинансирование, слабый контроль и то, что весь военный бюджет страны уходит на новые самолёты и подводные лодки, но не на закупки для армии. Такой неутешительный вывод сделало Шведское национальное контрольно-ревизионное управление в своём отчёте.
Проблемы шведской армии и их причины представлены в 60-страничном обзоре «Деятельность государства по укреплению вооруженных сил и национальной обороноспособности», который Шведское национальное контрольно-ревизионное управление сегодня представляет риксдагу.
Швеция изменила свою оборонную политику после воссоединения Крыма с Россией в 2014 году. После 20 лет разоружения и борьбы за мир оборона Швеции снова стала первостепенной задачей. Риксдаг в 2015 году принял решение о увеличении военного бюджета в течении следующих пяти лет. Это решение означало полную перестройку шведской армии.
Основой шведской армии являются бригады - это наступательные подразделения численностью 5 000 человек каждая. В Швеции к окончанию Холодной войны в 1989 году была 21 бригада. Но к 2015 году из-за политика разоружения в стране не осталось ни одной бригады, только семь батальонов численностью чуть менее 1 000 человек в каждом.
Риксдаг в 2015 году принял решение, что Швеция должна иметь армию способную сражаться в широкомасштабном противостоянии с высококвалифицированным противником минимум в течение недели. Для этого должны были быть созданы две бригады.
«Но нам так и не удалось достичь целей и ориентиров, которые были поставлены в 2015 году. От централизованных вооруженных сил, предназначенных для международных миротворческих операций, нужно вернуться к децентрализованной организации, лучше удовлетворяющей требованиям ведения войны. Всё это предъявляет совершенно другие требования к оборудованию и логистике», - говорит директор ревизионного управления Саша Зольман.
Аудиторы называют пять основных проблем шведской армии:
● Оборудование, которое не было необходимо в международных миротворческих операциях, было заброшено - оно не ремонтировалось и не модернизировалось. При этом в 2015 году даже не было известно насколько истощена шведская армия
● Решение о укреплении вооруженных сил и национальной обороноспособности 2015 году не было достаточно профинансировано. Тогда недооценивалось удручающее положение армии. Впоследствии приоритетными стали инвестиции в истребители Сааб JAS 39 E и подводные лодки проекта A26, что уменьшило бюджет материальной части армии. Вооруженные силы должны были заранее устранить этот дисбаланс, но этого не произошло.
● Решение о создании двух бригад, способных к ведению военных действий, не было достаточно ясным, в то время как высшее военное командование противостояло их созданию. При этом даже запрещалось говорить о бригадах.
● Ещё одна проблема - высшее руководство Вооруженных Сил, которое лишь недавно наделило командующего армией более широкими полномочиями по принятию решений.
● В шведской армии до сих пор не знают, как именно боевые подразделения будут участвовать в войне, какое для этого нужно провести обучение и перевооружение.
Как обстоят дела с боеспособностью шведской армии в настоящее время рассказывается в секретной части доклада.
Шведское национальное контрольно-ревизионное управление рекомендует правительству поставить чёткие и реальные цели по укреплению вооруженных сил и национальной обороноспособности. Правительство должно гарантировать, что инвестиции в новые самолёты и подводные лодки не будут вызывать постоянных изменений планов закупок техники и вооружений другими видами вооружённых сил.
Ревизоры настоятельно рекомендуют вооружённым силам Швеции развивать способность к быстрой мобилизации, наделить главнокомандующего армией большей властью и более чётко указывать правительству на последствия принимаемых им решений.