Одно из самых любимых русских блюд шведской журналистки и писательницы Анны-Лены Лаурен - сельдь с картофелем. Она объясняет шведам, что русские едят это блюдо без соуса или сметаны, что озадачивает её читателей.
Когда на осенние каникулы из дома уезжают дети и собаки, Анна-Лена Лаурен готовит свои любимые блюда. Требований два: минимум усилий и вкусно.
Одно из таких блюд - сельдь и картофель. По-русски это называется seljodka s kartosjkoj.
Картофель чистишь, разрезаешь на кусочки, солишь и готовишь на пару. Затем Анна-Лена в одиночку уминает горячий картофель с малосольной селёдкой. В России сельдь не имеет ничего общего с шведской селёдкой, где её заливают сладкими соусами.
Знатоки русской кухни скажут, что на селёдке должны быть луковые кольца. Кроме того, к ней прилагается рюмка водки. Анна-Лена ничего не имеет против такого соседства, но она не ест лук и не пьёт водку в одиночестве. Зато добавляет в пароварку к картошке немного моркови или репы. Это она называет - поесть по-царски (на верхнем фото).
Однако для шведов «сельдь с картошкой» звучит, как меню для бедных в рассказах Астрид Линдгрен. Анна-Лена Лаурен осознала это, когда разместил этот русский рецепт в своём Твиттере и получил много разгневанных шведских комментариев. И все о отсутствии соуса (фото селёдки по-шведски ниже):
- Совсем без соуса?
- Без сметаны?
- Выглядит неуклюже.
Анна-Лена объясняет своим шведским читателям, что русская кухня бедна соусами, хотя это теперь, безусловно, меняется. Но когда дело касается селёдки и картофеля, то соуса вообще быть не должно. Единственное, что нужно, - это немного масла, в котором была сельдь. Вся гениальность блюда заключается в том, что солёное и жирное в селедке сочетается с разваристостью картофеля.
А ещё Анна-Лена рекомендует шведам, что если они хотят сделать безопасный заказ в русском ресторане, то лучше выбирать супы, закуски и тушеные блюда, но не рыбу. Ведь, по её мнению, русские её вообще готовить не умеют. Особенно это касается seld pod sjuboj.
И всё же есть два гениальных исключения: прозрачный рыбный суп (ucha) и селёдка с картошкой. Они гениальны в своей простоте. У них вкус рыбы и ничего другого, кроме рыбы, но получить самый лучший рыбный вкус - это всё же большое искусство.
Шведские читатели были очень удивлены таким отступлением Анны-Лены от своей обычной критики России:
Kiriakos Spiridonidis: Нас не интересуют царские блюда. Хотим знать, что было в тарелке у товарища Сталина.
Per Gahm: Глубокая тарелка с водкой. В противном случае он не выдержал бы того, чтобы быть коммунистом и заказывать столько убийств.