Этой осенью исполняется 40 лет с тех пор, как советская подводная лодка С-363 «Шведский комсомолец», или U 137 класса «Виски» по обозначению НАТО, села на мель в заливе Госефьярден у берегов Блекинге. В преддверии юбилея в Морском музее Карслкруны представили ранее неизвестный предмет с советской подводной лодки.
Перед годовщиной события Морской музей посетил Тадеуш Вилох (Tadeusz Wieloch), который рассказал о том, как 40 лет назад он стал владельцем одного из немногих предметов, оставшихся в Швеции после визита советской подводной лодки, - русских наручных часов.
Тадеуш тогда проходил военную службу в Школе переводчиков Вооруженных сил Швеции. В 1981 году его вызвали работать переводчиком для общения с офицерами С-363. Он находился на одном из кораблей военно-морского флота Швеции, который дежурил рядом с подводной лодкой в последние дни перед тем, как её отбуксировали в открытое море.
«Я много времени проводил в рубке советской подводной лодки и общался с экипажем, в том числе с их политработником, наверное, Василием Бесединым. Однажды он предложил мне обменять мои суперсовременные часы Casio на его российские тяжёлые часы, что я и сделал. Вдобавок я получил несколько значков от экипажа и шоколадные конфеты, которые я так и не попробовал, - всё было проверено в Лундском университете на предмет возможной радиоактивности», - рассказал Тадеуш Вилох.
Тадеуш последним спрыгнул с подводной лодки на шведское судно, когда она отправлялась в сторону Советского Союза. Таким образом он был последним шведом на борту С-363.
Морской музей с благодарностью заимствовал часы у Тадеуша, и в ближайшие несколько недель они будут выставлены в экспозиции Морского музея.
После С-363 в Швеции осталось мало предметов. До сих пор в Морском музее считали, что пилотка офицера подводной лодки, которая является частью музейной коллекции, была единственным предметом, оставшимся после драматических дней осени 1981 года. Теперь к ней добавились наручные часы и остатки от пачки советских сигарет, которые в 1981 году водолаз обнаружил в воде после ухода подводной лодки.