Эксперт и бывший российский офицер водит указкой на карте вокруг шведского Готланда в передаче по российскому государственному телевидению. Затем он описывает, как Россия развёртывает в Швеции свои системы ПВО и противокорабельные ракеты. «Да, я абсолютно уверен, что это сигнал для нас», - с трепетом говорит эксперт по России, доктор военных наук, Оскар Йонссон.
«60 минут» - ток-шоу, которое транслируется по вечерам на «Россия-1», втором по популярности телеканале государственной российской телекомпании ВГТРК.
В выпуске, вышедшем в понедельник, ведущие и приглашённые гости обсуждали ситуацию вокруг Украины. Они рассматривали карту нападения России на Украину, опубликованную немецкой газетой Bild.
Один из гостей - Игорь Коротченко, известный российский военный эксперт, ранее работавший в российском Генштабе, а затем сделавший не очень успешную карьеру в политике. Он в основном прославился своим анализом вопросов политики обороны и безопасности с острой критикой Запада. Игорь Коротченко описывает карту нападения России, как фантазию редактора немецкого издания, и заявляет, что так обстоят дела в любой редакции новостей на Западе. Он особо упоминает Washington Post, Bild и The Times.
«Давайте посмотрим, как может выглядеть такой сценарий российского вторжения с точки зрения такого редактора», - говорит он и пересказывает популярные на Западе фантазии.
«Путин так захватывает Прибалтику. Радиоэлектронные помехи Балтийского флота России выводят из строя радиолокационные системы западных стран, в то время как русские занимают Готланд и размещают там средства ПВО дальнего действия (С-300) и береговой ракетный комплекс (система Бастион). В то же время российские войска из Калининграда и белорусские силы перерезают так называемый «Сувалкский коридор», который соединяет Прибалтику с Польшей. Российские войска занимают столицы стран Балтии. Когда электронные системы и радары западных держав восстанавливают работу, то оказывается, что Россия уже создала бесполётную зону в радиусе 400 км. от Готланда и всем на Балтийском море угрожают российские противокорабельные ракеты. В странах Балтии создаются новые пророссийские правительства, а Швеция вынуждена подписать соглашение о вечном нейтралитете с некоторыми особыми привилегиями для России, в том числе в отношении Готланда», - рассказывает российский эксперт.
Затем Игорь Коротченко в деталях высмеивает сценарий, о котором он только что рассказал.
«Посмотрите, как можно раздуть такие ужасные сценарии, основанные ни на чём! Я хочу заверить страны Балтии, Йенса Столтенберга и НАТО в том, что у России нет таких намерений. Россия уважает территориальную целостность и суверенитет стран, с которыми мы граничим, и у нас нет планов аннексировать или оккупировать их», - заявляет он.
Но тут же он предупреждает что «разбудить спящего русского медведя может оказаться плохой идеей».
Шведы в страхе
«Это не совпадение, что такие сюжеты появляется на российском государственном телевидении как раз тогда, когда вокруг Украины возникает напряжённость. У них есть две цели. Одна из них - послать нам предупреждение. Швеция является движущей силой ЕС в сохранении санкций против России. Вполне возможно, что это сигнал для нас, что мы успокоились. Вторая цель - высмеять и минимизировать волнения, вызванные усилением российских войск вокруг Украины. Это попытка показать нашу истерику в отношении планов России», - говорит Оскар Йонссон, доктор военных наук, шведский эксперт по России.
Другой западный эксперт, Ханна Смит, руководитель отдела исследований Европейского центра передового опыта по противодействию гибридным угрозам в Хельсинки, говорит, что такая «кампания напоминаний» для неё не является чем-то новым.
«Речь идет о том, чтобы напомнить нам на Западе - в странах ЕС, странах НАТО, - что Россия на самом деле имеет действительно хороший военный потенциал и что мы не должны забывать об этом. Это - напоминание. Я не считаю, что это является сигналом конкретно для Швеции, но в то же время есть страны, которые немного раздражают Россию и как раз Швеция принадлежит к этим странам. В России любят напоминать. И это послание адресовано многим из нас: помните, что мы это знаем, и если дело зайдёт далеко, то мы готовы применить военную силу. Я не согласна с Игорем Коротченко в том, что описанный им сценарий основан на фантазиях. На самом деле план нападения на Запад довольно прочно укоренился в российском военном мышлении. До настоящей войны между Россией и какой-нибудь страной ЕС или НАТО ещё далеко. Даже сейчас в России никто не думает начинать войну с ЕС или НАТО. Но понятно, что у них есть подобные планы. Это основано на российском военно-стратегическом мышлении. Во время повторяющихся учений «Запад» они, например, отрабатывают, как захватить и удерживать Сувалкский коридор. Так оно и есть на самом деле. Это всё вовсе не немыслимо или нелепо», - говорит Ханна Смит.