Многие в Швеции плохо разбираются в военных стратегических играх. Но всех беспокоит то, что дремлющая холодная война снова оживает. Шведские СМИ должны быть непредвзятыми и хотя бы сохранять хладнокровие. Но где критические анализы?
Поколения, родившиеся и выросшие после распада Советского Союза в 1989-1991 годах, очень плохо разбираются в геополитике и военно-стратегических играх, когда дремлющая холодная война, кажется, снова оживает, они испытывают лишь тревогу и беспокойство. Некоторые из них разделяют эту озабоченность, а другие считают своей задачей распространять свою тревогу в соцсетях.
Шведские телеканалы громогласно заявляют о военной эскалации на Готланде, бронетехника патрулирует гавань Висбю, а Министерство обороны высылает подкрепления. Шведские СМИ, похоже, заранее были готовы к обострению ситуации в Европе и, судя по заголовкам, текстам, экспертным анализам, предстоящее нападение русских на Готланд для них является лишь вопрос времени. Но хоть кто-то высказался о происходящем критично? Все шведские репортажи до неприличия односторонни.
Шведский государственный телевизионный канал SVT оперативно выпускает два документальных фильма о происходящем «Угроза Украине» и «Россия против России» (оба откровенно антироссийские). А в телеэфире идёт постоянный поток экспертов, связанных с Шведским агентством оборонных исследований (FOI).
Когда Гудрун Перссон, руководитель отдела исследований FOI, в передаче Agenda затронула самую основу конфликта и сказала, что «для России это экзистенциальный вопрос», то ни у кого не возникло желания разобраться в причинах «экзистенциальной угрозы». Ведущий не увидел необходимости развивать вопрос об этой самой экзистенциальной угрозе.
Обвинения в путинолюбии или даже в сталинизме - самый ужасный страх шведских интеллектуалов и историков.
Если посмотреть на карту Европы с 1989 года и позже, то вряд ли можно обвинить Россию в экспансии — она постепенно стала полностью окружена натовцами и их ракетами. Это действительно экзистенциальный вопрос для России, как заявила Гудрун Перссон в передаче Agenda. Но кто вспоминает об этом в репортажах шведских СМИ?
Конечно, для шведов нет ни одного законного повода угрожать или нападать на соседей (Чечня/Грузия/Белоруссия), присоединять земли соседа (Крым), но, возможно, стоит разбираться в вопросах исторически. Слова заместителя госсекретаря США Венди Шерман (в воскресной передаче по SVT) о дружественном и неагрессивном отношении НАТО и США к внешнему миру и соседям вызывают лишь недоумение.
Как с 1945 года Соединенные Штаты реагировали на малейший намёк на социальные и политические изменения в соседних странах Южной и Центральной Америки? Насилием, убийствами, пытками и военными переворотами в стране за страной на протяжении 75 лет. Это не мнение, это исторические факты.
Большинство граждан Швеции не любит, ненавидит и боится геополитической войной игры, которая почти непрерывно идёт в Европе вот уже сто лет, и риск того, что она ввергнет Европу в новую разрушительную катастрофу, очевиден. Почему шведские независимые (?) и государственные СМИ всегда на сто процентов встают на сторону НАТО и США в этом запутанном и сложном конфликте, понять трудно.
Они не сдадутся, пока у нас не начнётся новая европейская война?