Новое разведывательное судно Швеции должно было стать кошмаром для российских военных, но миллиардная инвестиция оказалась обузой для шведских налогоплательщиков - сложный корабль на деле не так просто построить. Он должен был войти в строй ещё в 2020 году, но амбициозный проект превратился в кошмар для вооружённых сил Швеции.
Корабль, получивший название HMS Artemis (на фото модель корабля-шпиона), сейчас должен был быть авангардом шведского ВМФ в Балтийском море с задачей отсеживания российского трафика не только на Балтике, но и во всём европейском регионе.
Операциями шведской радиоразведки занимается Радиотехническое управление Министерства обороны Швеции (FRA). Сканирование и изучение сигналов в виде зашифрованного трафика осуществляется со стационарных средств, самолётов-разведчиков ВВС, которые работают почти ежедневно с длительными перелётами у побережья Балтийского моря, и разведывательного корабля связи HMS Orion (A201), который находится в эксплуатации с 1984 года.
HMS Orion обычно дежурит в международных водах в южной части Балтийского моря в районе Калининграда. Преимущество этого корабля в том, что он может находиться в открытом море неделями, что считается особенно ценным для разведчиков связи.
Что же случилось с тем, что должно было стать новой гордостью шведской разведки: кораблем HMS Artemis?
Разведывательное судно HMS Orion уже давно должно было выйти из эксплуатации в силу своего возраста, особенно это касается его разведывательного оборудования. И в 2017 году Шведское управление материального снабжения вооружённых сил (FMV) подписало контракт с Saab Kockums на поставку совершенно нового разведывательного корабля HMS Artemis. Стоимость контракта составляла 730 миллионов для самого корабля и около полумиллиарда крон для разведывательного оборудования.
В правительстве Швеции царило большое воодушевление, когда корабль был спущен на воду 17 апреля 2019 года на польской верфи, которая была субподрядчиком судна.
Но миллиардный проект с HMS Artemis превратился в большой кошмар для шведских властей и Saab Kockums. Польская верфь, которая должна была построить и обустроить корабль до его отправки в Карлскруну, где должно было быть установлено сверхсекретное оборудование FRA, начало испытывать финансовые проблемы и отказалось его достраивать. Недостроенное судно отбуксировали с верфи «Наута» в польской Гдыне в Карлскруну и там пытаются достроить силами Saab Kockums.
Задержка поставки нового разведывательного корабля связи привела к тому, что действующий разведывательный корабль связи HMS Orion остался в эксплуатации.
Пока неясно, когда HMS Artemis может быть задействован на «шпионских маршрутах» в Балтийском море. Также неизвестно, насколько большим ударом по шведским налогоплательщикам он в конце концов станет.