Атомный реактор четвёртого энергоблока АЭС Рингхальс перегрелся во время запуска, и его пришлось заглушить. Задержка ввода в эскплуатацию приведёт к росту цен на электроэнергию для жителей юга Швеции. Сегодня компания Vattenfall, которая управляет АЭС, раскрывает информацию о том, что пошло не так во время запуска атомного реактора.
Ежегодная остановка для планового технического обслуживания и замены топлива была уже на завершающей стадии. Рано утром 29 августа, когда четвёртый энергоблок АЭС Рингхальс готовился к запуску, произошла авария.
Корпус высокого давления является одним из самых крупных компонентов водо-водяного ядерного реактора: его длина составляет 12.8 м, диаметр — 2.4 м, а вес — около 84 тонн. При нормальной работе корпус высокого давления наполовину заполнен водой, а оставшаяся часть – паром. Клапаны давления следят за тем, чтобы вода в реакторе не закипала.
Корпус высокого давления можно сравнить с расширительным баком, который есть в обычных системах отопления. Для контроля и регулирования давления в реакторной системе температуру воды можно повысить, включив нагреватели, установленные в днище корпуса высокого давления, или понизить, разбрызгивая холодную воду в верхнюю часть корпуса высокого давления для охлаждения пара. Таким образом, повышая или понижая температуру в корпусе высокого давления, можно повышать или понижать давление во всей реакторной системе.
Предполагалось, что нагреватели в корпусе высокого давления будут включены в работу с разомкнутым разъединителем и разомкнутым выключателем во время плановой проверки перед повторным запуском, но вместо этого разъединитель был замкнут, а выключатель включен. В то время в сосуде высокого давления не было воды, что привело к перегреву электронагревателей. Они были повреждены и частично расплавились в результате нагрева, которому они подвергались. Ведь обычно эти нагреватели должны работать только при наличии воды в корпусе высокого давления.
«Речь идет о непреднамеренной ошибке: действия причастных к аварии лиц внимательно расследуются, но особо подчёркивается, что нет никаких подозрений в умысле, саботаже и тому подобном в отношении кого-либо», - говорит генеральный директор Vattenfall Бьёрн Линде.