Смертность от огнестрельных ранений в Швеции достигла нового максимума. Шведские эксперты называют уходящий год кровавым.
2022 год, похоже, станет самым кровавым годом с тех пор, как в Швеции начали вести статистику смертоносного насилия с применением огнестрельного оружия. Согласно полицейским отчётам, с начала года и до сегодняшнего дня в Швеции произошло 60 расстрелов со смертельным исходом.
Этот год можно сравнить с 2020 годом, когда цифра достигла 47 смертельных случаев. Последние годы эта цифра в среднем составляла около 45.
«Это чрезвычайно высокий показатель, и это очень большой рост по сравнению с последними несколькими годами. Это увеличение связано с тем, что в сейчас большая часть расстрелянных умирает. Меньше раненых, больше погибших», - говорит Манне Герелл, доцент криминологии в Университете Мальмё.
Швеция явно выделяется по сравнению с соседними скандинавскими странами, как с точки зрения количества перестрелок, так и с точки зрения тенденции к их увеличению. Например, в Дании за этот год пока 4 погибших от огнестрельных ранений, Финляндии - 2, Норвегии - 4.
«В этом году мы видим большой рост числа застреленных и это очень кровавый год. Ни в какой стране люди не хотят, чтобы было как в Швеции», — говорит Манне Герелл.
На плачевное состояние Швеции обращают внимание и в мире. «Мы понимаем, что это большой шок для всех шведов. Ведь их страна всегда воспринималась, как очень спокойная и с низким уровнем преступности», - говорит Саймон Хардинг, профессор криминологии Университета Западного Лондона.
В 2022 году в Большом Лондоне застрелено восемь человек, столько же, сколько было убито из огнестрельного оружия в стокгольмском гетто Сёдертелье. Но в Большом Лондоне проживает около девяти миллионов жителей, а в Сёдертелье лишь недавно перевалило за сто тысяч.
«В Швеции больше иммигрантов, чем в других странах, но это лишь часть головоломки. Вот, например, Германия. Это страна на втором месте после нас по приёму иммигрантов, но там нет такого большого роста расстрелов», - удивляется Манне Герелл.
Эксперты пока не понимают с чем связан такой резкий рост расстрелов в Швеции. Одна из гипотез состоит в том, что масштабные репрессии полиции против преступных группировок из-за доступа к зашифрованным перепискам, могли привести к дисбалансу и вакууму власти в мафии. А также крупные изъятия наркотиков могли способствовать росту долгов и конфликтов среди преступников.
«Высокий уровень бандитского насилия, которые мы имеем сейчас, затрагивают всё наше общество. Это влияет на общественные дебаты. Те, кто живёт в районах, где много стрельбы, пугаются и переезжают, и это влияет на цены на недвижимость. Всё это также может повлиять на психическое здоровье и школьные оценки детей, которые вынуждены расти в таких условиях», - заключает доцент криминологии.