Очередь на жильё в Стокгольме уже давно не сокращается, а только растёт, но экономический кризис, вызванный инфляцией и высокими цен на продукты питания, электричество и автомобильное топливо, довёл очередь до рекордной длины. Уже более 800 000 человек ищут место для проживания в Стокгольме, что является самым высоким показателем с момента основания очерёдности за жильём в 1947 году.
Экономическое давление, связанное с жизнью в столице, всегда выше жизни на периферии. За последний год давление на стокгольмчан выросло как никогда. Однако те, кто сейчас стоит в очереди на получение жилья в Стокгольме, отличаются от тех, кто был в этой очереди раньше. Сейчас акцент делается на обмен дорогого жилья на более дешёвое: либо с новостроек на старый жилой фонд, где арендная плата ниже, либо на квартиры меньшего размера с снижением аренды.
В настоящее время, при населении Большого Стокгольма в 2.4 миллиона человек, в очереди находится 810 000, что является самым высоким показателем с момента введения системы очередности в 1947 году, сразу после Второй мировой войны. И каждый месяц очередь растёт более чем на 4000 человек.
Сейчас многие новые очередники - это люди, которые раньше надеялись купить собственное жильё с помощью ипотеки. Но из-за возросших процентных ставок по ипотечным кредитам и увеличения стоимости жизни в результате инфляции и роста цен на продукты питания, электричество и автотоплива, всё меньше жителей Швеции достигают финансового уровня, необходимого для выхода на жилищный рынок.
Раньше многие могли позволить себе эксклюзивные квартиры в новостройках, где арендная плата самая высокая. Но сегодня тенденция обратная: люди вместо этого ищут дешёвые квартиры в старом фонде, где аренда на похожую по площади квартиру может быть ниже на 50 процентов.
Но для тех, у кого достаточно денег и кто легче справляется с экономическим кризисом, ситуация сейчас, наоборот, улучшилась. Получение арендной квартиры в новостройке ещё никогда не было таким быстрым и лёгким, как сейчас. Иногда очереди вообще нет.
Разница ещё более заметна по сравнению с пандемией, когда многие стокгольмчане искали более просторные квартиры, чтобы работать удаленно и нуждались в рабочем месте дома.