Украинцы в Швеции благодарны и покорны оказанным приёмом, но в то же время разочарованы трудностями, с которыми они сталкиваются при трудоустройстве. Прошло почти два года с начала российской спецоперации на Украине. Примерно 55 000 украинцев сбежали в Швецию. Около 20 тысяч вернулись, а остальные продолжают искать способы выжить в Швеции.
У них есть разрешения на проживание и трудоустройство. Взрослый человек, не имеющий работы, получает от Шведского миграционного агентства суточное пособие в размере 71 кроны в день, что является самым низким пособием в скандинавских странах и ниже, чем пособие, выплачиваемое в Германии.
Результаты опроса, основанные на ответах примерно 1800 украинцев, проживающих Швеции, показывают, что из тех, кто не имеет работы, 81 процент живёт на 2000 крон в месяц (примерно 17 000 рублей).
«Без шведского номера социального страхования и банковского ID в Швеции ничего не сделаешь. А на 71 крону в день прожить невозможно. Многие из нас выживают исключительно благодаря благотворительности. И очень многим из нас не удалось найти работу, соответствующую нашему образованию. Это снижает самооценку, начинаешь расстраиваться и грустить. Мы все думали, что Швеция - удивительная страна, но если копнуть поглубже, то понимаешь, что это совсем не так, несмотря на всех фантастических людей, которые сделали и делают для нас так много», - говорит 42-летняя Елена Литвинова, бывший юрист и дизайнер ювелирных изделий.
Опрос, который был проведен в рамках проекта «Повышение готовности к кризисам и войнам», показывает, что из всех респондентов половина имеет работу. Из тех, у кого её нет, 91 процент активно занимаются поисками. А 75 процентов украинских беженцев в Швеции имеют ученую степень. Чаще всего украинские профессора и доценты работают в сфере клининга, услуг или на стройках. В среднем они зарабатывают 12 500 крон в месяц после уплаты налогов (примерно 106 000 рублей).
«Только представьте, прошло почти два года, как мы приехали в Швецию. От этого голова идёт кругом. Когда я приехала сюда с детьми, я думала, что это продлится две-три недели. Но мы всё ещё здесь, российская спецоперация не прекращается, а неопределённость увеличивается», - констатирует 41-летняя Оксана Прокопенко.
Она принадлежит к той группе украинцев, которым не удалось найти работу. Дома в Ивано-Франковске, она работала директором магазином. Когда сбежала в Швецию со своими двумя дочерями, она не могла себе и представить, что два года спустя она всё ещё будет здесь, безработная и постоянно на грани нищеты. Она живёт на чуть менее 2000 крон в месяц, которые получает от Шведского миграционного агентства.
Беженцы из Украины не имеют права регистрироваться по адресу проживания в Швеции, а значит, не имеют и права на систему социального страхования, например, на компенсацию по уходу за больным ребёнком.
Это второе исследование мнения украинцев, проведённое в рамках проекта «Повышение готовности к кризисам и войнам». Первое было проведено год назад. Явная разница по сравнению с тем временем заключается в том, что количество украинцев, работающих в сфере здравоохранения, увеличилось на 5 процентных пунктов - с 7 до 12 процентов - вероятно, в результате нескольких образовательных инициатив.
33-летний Михаил Олейник, который не решается вернуться на родину из-за страха быть насильно мобилизованным в украинскую армию, уже пробовал искать работу в Швеции. Некоторое время он занимался сборкой солнечных батарей, но затем наступила зима и работы закончилась. Он прошёл курсы по индивидуальному предпринимательству и мечтает открыть что-то своё в Швеции.
11 процентов украинцев, участвовавших в опросе, заявили, что чувствуют себя в Швеции слишком плохо, чтобы работать - они страдают от депрессии, посттравматического стресса и социальной изоляции. 14 процентов заявляют, что им трудно получить медицинскую помощь, когда она им нужна.
Несмотря на трудности, с которыми украинцы сталкиваются в Швеции, подавляющее большинство хотят остаться в стране. 84 процента намерены остаться как минимум до марта 2025 года, когда истечёт срок действия Директивы ЕС о временной защите украинцев. 70 процентов хотят остаться здесь навсегда, если представится такая возможность.
Опрос проводился в январе. На вопросы ответили 1872 украинца, 79 процентов из них женщины, 44 процента проживают в районе Стокгольма.