Спустя два с половиной года после начала СВО шведская компания Atlas Copco объявила о намерении свернуть свою деятельность в России. Но с одним условием...
Atlas Copco - шведский производитель промышленного и строительного оборудования и инструментов. Один из ведущих мировых поставщиков компрессоров, вакуумного оборудования, генераторов, насосов, электроинструмента и сборочных систем.
После массового исхода западных компаний, связанного с началом российской спецоперации на Украине, авторитетная компания, принадлежащая семье шведских олигархов Валленбергов, Atlas Copco не торопилась следовать массовому примеру. Но с новым генеральным директором Вагнером Рего всё же принято решение свернуть деятельность в России.
Однако сначала компания потребовала сделать ей исключение из запрета на экспорт в Россию.
«В течение длительного времени мы оценивали возможности свертывания нашей деятельности в России, принимая во внимание судьбу наших сотрудников в стране и обязательные соглашения. Заявление в Торгово-промышленную палату Швеции является шагом в этом процессе и включает в себя ту часть товарно-материальных запасов, для которой необходима лицензия», - заявила пресс-менеджер компании Кристина Мальмберг Хегерстранд.
По состоянию на апрель 2023 года в России в Atlas Copco работало около 250 сотрудников.
Комментировать (1 Комментарий)Владелец магазина на юге Стокгольма долгое время подвергается шантажу со стороны преступников. Рэкетиры угрожают убить его и всю его семью, если он не заплатит деньги за покровительство. «Меня избили и приставили к голове пистолет», - жалуется несчастный журналистам государственного телеканала SVT.
То, что жители России вспоминают, как страшный сон, теперь пришло и в Швецию. Это - «Лихие девяностые», когда смена государственного строя сопровождалась социальной неустойчивостью и ростом преступности. Если смена государственного строя Швеции не грозит, то социальная неустойчивость и рост преступности уже налицо.
Когда журналисты SVT встречают человека, который ведёт бизнес в иммигрантском районе Шэрхольмен на юге Стокгольма, у него на теле и лице несколько синяков.
Он говорит, что подвергся насилию со стороны преступников, которые вымогают деньги из его небольшого магазина. Они требуют внести первоначальный взнос в размере 300 000 крон (примерно 2.5 миллиона рублей), а затем платить 50 000 крон (примерно 400 тыс. рублей) ежемесячно за то, чтобы он мог продолжать бизнес в этом районе.
«Они сказали, что за каждый день просрочки я должен заплатить штраф в размере 100 000 крон», - причитает удручённый житель Стокгольма.
Рэкетиры угрожали убить его и его семью, если он расскажет об этом полиции или кому-либо ещё. Пришлось отправить семью на родину (очевидно на Ближний Восток), потому что там для них безопаснее, чем в Швеции, а самому скрываться на ферме. Но и там его нашли бандиты, и вот он уже несколько дней живёт в своей машине. «Скорее всего я погибну, если раньше не уеду из Швеции», - говорит он SVT.
Он рассказывает, как после первых угроз всё никак не решался обратиться в полицию, и несколько часов бродил вокруг местного полицейского участка.
Наконец двое полицейских вышли, увидев, что тот стоит снаружи и плачет. Он им всё рассказал и написал заявление. Он также предоставил полиции кадры видеонаблюдения за магазином, на которых рэкетиры несколько раз заходили в магазин и в его офис.
«Полицейские узнали этих людей и сказали, что легко с ними справятся», - говорит горемыка.
Но на самом деле полиция не предприняла никаких действий против этих людей. Тогда владелец магазина обратился в отдел личной охраны. Там его лишь проинформировали о том, что угрозы не считаются достаточно серьёзными, чтобы требовать какой-либо дополнительной защиты со стороны полиции.
По словам криминолога Ардавана Хошнуда, полиции трудно что-либо предпринять с таким видом преступлений. «Требуются многие часы детективной работы, чтобы что-то доказать, а это непросто», - говорит он.
Полиция Швеции бессильна...
Комментировать (3 Комментария)Шведская крона - самая недооцёненная валюта в мире. Об этом говорится в докладе МВФ. «Но у нас есть проблески надежды», - говорит валютный стратег банка Swedbank Андерс Эклёф.
Слабый курс кроны по отношению к евро и доллару сделал дороже летний зарубежный отдых для многих шведов. За три года курс кроны к евро вырос более чем на 12 процентов.
Теперь Международный валютный фонд (МВФ) отмечает шведскую крону, как самую недооцененную валюту в мире. По данным МВФ, крона недооценена на 17 процентов.
«В МВФ считают, что Швеция имеет большой профицит текущего счёта (то есть Швеция производит больше, чем использует). Но у нас есть потребности, которые могут уравновесить профицит. Речь может идти, например, об инвестициях в зелёный переход, уход за стариками и оборону», - говорит Андерс Эклёф, валютный стратег Swedbank.
Если крона будет укреплена в соответствии с прогнозом МВФ, то это означает, что доллар будет стоить около SEK 8.8 и евро SEK 9.6.
Swedbank прогнозирует, что крона укрепится в течение следующих 6 - 12 месяцев, но, возможно, и раньше - уже этой осенью. На такой исход влияет предстоящее снижение процентных ставок, как в Швеции, так и за рубежом, а также выборы в США.
Комментировать (1 Комментарий)Мало кто из шведов хочет жертвовать Украине хоть что-нибудь. «Они думают, что война уже окончена», - жалуется Шведскому радио одна из сборщиц донатов.
Собирать деньги для тех, кто пострадал от войны на Украине, становится всё сложнее, и если сначала многие шведы были готовы жертвовать, то теперь они уже не так спешат это делать.
«Шведы думают, что война закончилась или что-то в этом роде, хотя именн сейчас украинцам так тяжело. На этой неделе разбомбили детскую больницу в Киеве, в стране постоянно отключают электричество», - жалуется Юлия Столь (Julia Ståhl, на фото), сборщица денег по югу Швеции.
Полностью посвятив себя сбору шведских денег на помощь Украине, Юлия не сдаётся. «Я знаю, как благодарны те, кто получает шведские вещи», - говорит она.
Комментировать (2 Комментария)При нынешних темпах ремонта потребуется около 350 лет, чтобы заменить все изношенные опоры электропередач и контактную сеть на шведских железных дорогах. Состояние шведской инфраструктуры настолько плохое, что может привести к общенациональному кризису.
Состояние шведских железных дорог уже давно является предметом споров и критики. Техническое обслуживание не проводится вовремя, а задержки поездов и сходы с рельсов в последние годы стали обычными в заголовках новостей.
За 30 лет количество поездок по железной дороге увеличилось вдвое, но железнодорожная сеть не расширилась. Вместо этого накопилась задолженность по техническому обслуживанию и снизилась пунктуальность.
На некоторых стратегических маршрутах около двух третей железнодорожного оборудования устарело и должно быть заменено. Сейчас цена замены составляет бы чуть более 70 миллиардов шведских крон, что соответствует примерно четырём государственным бюджетам на культуру.
И стоимость обслуживания увеличивается более чем на 400 000 шведских крон каждый час и круглосуточно, согласно подсчетам консалтинговой компании WSP.
В текущих условиях могут потребоваться сотни лет для замены изношенных контактных линий и опор на самой дерегулированной железной дороге в мире, где в прошлом году лишь 7 из 10 поездов дальнего следования прибыли вовремя.
«Шведская железная дорога рушится прямо на глазах. За этим стоит так много системных ошибок, что не знаешь, с чего начать», - жалуется Хокан Энглунд, бывший заместитель председателя Infranord, государственной компании по ремонту и эксплуатации железнодорожных дорог.
Комментировать (5 Комментариев)Владельцы шведской компании Saab AB заработали почти 120 миллиардов шведских крон с момента начала российской спецоперации на Украине. Шведский производитель оружия считается одним из главных в мире выгодоприобретателей от этого военного конфликта.
23 февраля 2022 года, за день до начала СВО, на момент закрытия фондовой биржи цена акций Saab AB составляла 52.92 шведских крон.
Когда Стокгольмская фондовая биржа закрылась вчера в четверг, 18 июля, курс этих акций уже был 267.70 крон.
Учитывая весь объём 540 миллионов акций, это означает увеличение стоимости всех акций Saab AB почти на 117 миллиардов шведских крон. Кроме того, в феврале 2024 года Saab AB принял решение о выплате дивидендов на несколько миллиардов.
В общей сложности это означает, что владельцы Saab AB стали богаче почти на 120 миллиардов шведских крон или около 12 миллиардов долларов.
Военный конфликт на Украине стала дойной коровой для тех, кто успел вовремя купить акции компании. Ведь не только Украина нуждается в оружии, страны всего мира в настоящее время вкладывают значительные средства в оборону.
Крупнейшим владельцем Saab AB является семья шведских олигархов Валленбергов, которые владеют почти 40 процентами акций оборонной группы и большинством голосов в компании. Маркус Валленберг (на фото) по прозвищу «Хаски» является председателем правления Saab AB.
Ранее компания Saab AB была отмечена, как самая успешная военно-промышленная группа в мире, стоимость которой больше всего выросла с момента начала военного конфликта на Украине.
Комментировать (3 Комментария)ЕС хочет резко увеличить таможенные пошлины на импорт китайских электромобилей. Швеция отказалась поддержать эту инициативу. «Мы являемся ярым сторонниками свободной торговли», - заявил министр международной помощи и внешней торговли Юхан Форшелл (Johan Forssell).
Европейская комиссия считает, что китайские государственные субсидии представляют угрозу экономическим интересам европейских производителей аккумуляторов для электромобилей.
В прошлом году было начато расследование импорта китайских электромобилей с аккумуляторным питанием. По результатам его ЕС собралось ввести таможенную пошлину в 17.4 процента для электромобилей BYD, 20 процентов для Geely и 38.1 процента для SAIC. Другие производители облагаются пошлинами в размере 21 и 38.1 процента соответственно, в зависимости от того, сотрудничали ли они со следователями из ЕС или нет. На сегодняшний день эта тема считается важнейшим торговым вопросом ЕС.
Швеция говорит категорическое «нет» резкому повышению тарифов на электромобили из Китая.
«Швеция является ярым сторонником свободной торговли и открытого рынка. Высокие штрафные пошлины могут иметь негативные последствия для такой зависимой от торговли страны, как Швеция», - заявил министр внешней торговли Швеции.
Один из главных аргументов того, почему Швеция вступает в борьбу с ЕС, заключается в том, что она хочет защитить Volvo Cars и Polestar, которые контролируются китайской Geely, но их штаб-квартира находится в Швеции.
Комментировать (0 Комментариев)Оксана Прокопенко надеялась, что её пребывание в Швеции будет недолгим. Теперь она одна из тех украинских беженцев, которая может претендовать на получение шведского номера социального страхования, и это должно сделать её жизнь более комфортной. «Я хочу иметь работу, обеспечивать себя и строить жизнь здесь, в Швеции», - говорит она.
Месяц назад Шведское налоговое агентство объявило, что теперь в Швеции могут официально зарегистрироваться украинцы, которые прожили в стране минимум два года. Это означает, что беженцам из Украины может быть присвоен номер социального страхования, который облегчит им, например, поиск работы и аренду жилья.
Одной из тех, кто быстро подал заявку оказалась Оксана Прокопенко (на фото), приехавшая в Швецию в марте 2022 года из Ивано-Франковска на западе Украины. Уже на следующий день после начала спецоперации она мчалась в машине со своими двумя дочерьми в Швецию. Младшей Милане тогда было три года, а старшей Зориане - 16. Они взяли с собой только самое нужное, что помещалось в сумку.
«Я приехала сюда со своими деньгами, но они очень быстро закончились. Когда я получила первую соцпомощь, оказалось, что цены по сравнению с полученными от государства шведскими кронами очень высокие», - жалуется Оксана Прокопенко.
Сегодня Оксана живёт в однушке в центре Стокгольма. Большую часть вещей она нашла бесплатно в интернете, а шведские волонтёры помогли ей с одеждой и едой. На Украине она работала менеджером по продажам и содержала всю семью сама. Но в Швеции она ещё вообще не работала, потому что ей нужно заботиться о младшей дочери. Семья по-прежнему выживает на пособие - около пяти тысяч крон в месяц (примерно 40 тысяч рублей).
«Экономическая ситуация в Швеции сложная. А помощь, которую выдают украинцам, мала и недостаточна. Речь идёт о выживании», - снова жалуется Оксана.
Она уже подумывала о том, чтобы сбежать и из Швеции, и переехать в другую страну. «Я разговаривал со своими знакомыми, которые бежали в другие страны - там соцпомощь совсем не та, что здесь, и с самого первого дня», - говорит Оксана.
Теперь, когда Оксана смогла подать заявление на получение номера социального страхования и, наконец, зарегистрироваться в Службе занятости, у неё появилась надежда начать работать и стать членом шведского общества.
«Имея номер социального страхования, я получу ещё больше возможностей», - говорит Оксана.
Комментировать (14 Комментариев)Число шведских туристов, посещающих Финляндию, остаётся на постоянном уровне уже десять-пятнадцать лет. После потери российских туристов приходится завлекать шведов к посещению соседней страны, что очень непросто, а действия финского правительства делают будущее туристической отрасли Финляндии ещё более мрачным.
Согласно статистике ночёвок, около десяти процентов иностранных туристов в Финляндию приезжают из Швеции.
После пандемии число посещающих Финляндию шведов вернулось на прежний уровень, но большего подъёма добиться не удалось. При этом шведские туристы чаще ночуют у своих финских родственников и друзей, чем туристы из других стран.
«Понятно, что нам хотелось бы увеличить число шведских туристов и дать молодому поколению шведов новый взгляд на Финляндию. Имидж Финляндии у шведов стал несколько тухлым. А то, что произошло с российским туризмом преподало нам хороший урок. Важно, чтобы туристы приезжали из разных стран. Это гораздо безопаснее, потому что никогда не знаешь, что может произойти в мире. В восточной Финляндии есть много территорий, которые зависели от российского туризма и сейчас они находятся в очень трудном положении, поскольку приток российских туристов внезапно прекратился. А финское правительство практически ничего не делает для спасения туристической отрасли страны», - жалуется шведскому государственному телевидению Кристиина Хиетасаари, директор общественной организации Финляндии по продвижению туризма Visit Finland.
Комментировать (0 Комментариев)Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен приняла решение бойкотировать Венгрию в качестве наказания за попытки премьер-министра Виктора Орбана выступить посредником в установлении мира на Украине. Швеция не желает такого мира и немедленно присоединилась к бойкоту.
Решение о бойкоте фон дер Ляйен распространяется на коллегию комиссаров ЕС, состоящую из 27 комиссаров – по одному от каждой страны-члена. Предыстория - визит Орбана (на фото: справа) в Москву всего две недели назад.
«В свете последних событий в начале венгерского председательства в Совете ЕС председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен приняла решение, что Европейская комиссия будет представлена только на высокопоставленном официальном уровне на неформальных заседаниях Совета. Визит коллегии Еврокомиссии в Венгрию не состоится», - заявил пресс-секретарь Урсулы фон дер Ляйен Эрик Мамер.
Швеция также решила бойкотировать Венгрию в ответ на нежелательные для Швеции мирные усилия Орбана.
«Швеция вместе с Финляндией, странами Балтии и Польшей не будет участвовать в неформальных министерских встречах, которые пройдут летом. Мы не намерены являться на подобные встречи и молчаливо принять то, что произошло в Москве», - заявил премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон (на фото: слева) по государственному шведскому телевидению.
Он также обвинил Орбана в злоупотреблении и похищении поста председателя ЕС, а также в том, что тот использует его, чтобы выдавать себя за представителя всего Евросоюза.
Комментировать (2 Комментария)