Для всех переехавших в Швецию становится открытием, что в этой стране до сих пор широко используют странную меру расстояния - милю. Сначала человек думает, что речь идёт о морской миле или какой-то древней миле. Но это не так - это шведская миля, сейчас равная 10 000 метрам.
Шведская миля не признаётся международными организациями, но в самой Швеции потребление топлива автомобилями обычно указывается в литрах на милю (литров на 10 километров). А в шведском законодательстве именно милями сейчас определяется пробег автомобиля.
Вот как, например, на популярном в Швеции сайте объявлений указывают пробег автомобиля: Miltal 16 000 - 16 499. Что означает 160000-164990 км.
До 1649 года каждая провинция Швеции имела свою собственную милю. Вот длины миль некоторых исторических регионов Швеции:
1 финская миля = около 6 000 метров
1 смоландская (юг Швеции с главным городом Мальмё) = около 7 000 метров
1 онгерманландская миля (север Швеции, крупнейший город — Эрншёльдсвик) = 6 666 морских саженей = 11 875 метров
1 вестергётландская миля (запад Швеции с главным городом Гётеборгом) = около 13 000 метров
1 далсландская миля (западная Швеция) = около 14 485 метров
В 1649 году, во времена, когда Швеция расширила свои территории и стала великой европейской державой, в стране была введена единая миля, что соответствовала 10 688,54 метрам (= одна уппландская миля). На дорогах она делилась на четыре части веховыми столбами по 4500 локтей или 2672 метра каждая. Одна миля должна была определять расстояние между постоялыми дворами.
В регламенте 1665 вводится следующее определение шведской мили:
1 миля = 3 600 родов (поземельная единица длины) = 6 000 морских саженей = 18 000 локтей = 36 000 футов ≈ 10 688,54 метров.
Но даже в конце 18-го века в разных частях Швеции путали, что подразумевается под милей - старая миля или новая.
С 1889 года, когда в Европе начали повсеместно признавать метрическую систему, в тогдашнем союзе Швеции и Норвегии, была наконец введена 1 миля (новая миля) = 10 километров = 10000 метров.
Несмотря на столь заслуженный возраст шведской мили, она совсем не забыта и поныне очень широко используется жителями королевства, когда речь идёт о расстояниях или дорожных путешествиях. А многие веховые столбы (или по-шведски "milstolpe" или "milsten") до сих пор стоят не тронутыми вдоль дорог королевства.
В Швеции эти маркеры миль были официально введены в действие в 1649 году благодаря растущей необходимости поездок по королевству, необходимости собирать налоги и многое другое.
Подобные камни помогали транспортным рабочим, перевозящим товары, узнать, как далеко они продвинулись, чтобы получить справедливую оплату. Эти знаки также уведомляли торговцев, что они находятся в пределах города и должны платить налог с товаров.
Они оставались в использовании примерно до 1890 года, через год после введения метрической системы в Скандинавии.
Вехи были расставлены по всей Швеции, чтобы обозначить расстояние от этого места до Стокгольмского королевского дворца, который до сих пор считается географическим центром столицы Швеции. Они также обозначали расстояния в 1/4, 1/2 и 3/4 шведских миль вдоль основных дорог. Один из этих 1/4 этапов до сих пор стоит рядом с трассой Е18 в Дандерюде в окрестностях Стокгольма, беспризорным пережитком этой ранней формы измерения расстояний (адрес Klostervägen 7A 182 76 Stocksund (за домом, со стороны балконов, ниже)):