Решение Шведского миграционного агентства о выдворении из страны российской оппозиционерки Елизавета Александровы-Зориной вызвало резкую критику. Но теперь ясно, что критически настроенная к шведским властям журналистка может остаться в Швеции.
Писатель, журналист и оппозиционерка Елизавета Александрова-Зорина уехала из России в Швецию в 2021 году, когда российские власти запретили правозащитную организацию, в которой она работала.
С тех пор она постоянно живёт в Швеции, подрабатывает журналистской деятельностью и живет со своим белорусским мужем и годовалым сыном, которые являются гражданами Швеции.
Когда на прошлой неделе она получила уведомление о депортации от Шведского миграционного агентства, это вызвало бурную реакцию и осуждение, как в СМИ, так и в социальных сетях. Сама Елизавета считает такое решение не справедливым, клеймит шведские власти, работников иммиграционного ведомства называет мошенниками и в открытом письме в издании Expressen призывает граждан на борьбу.
Но теперь Миграционная агентство пересмотрела своё решение.
«В Швеции СМИ и кампании могут заставить Миграционное агентство признать свои ошибки. Это приятно. Было бы совершенно невозможно сделать то же самое в моей родной стране. Но меня смущает, что Шведское миграционное агентство передумало и предоставило мне вид на жительство, потому что это ясно показывает, насколько я здесь в привилегированном положении, благодаря своей профессии и своим контактам, по отношению к обычным людям в аналогичной ситуации», - заявила Александрова-Зорина
По словам Аннет Бэклунд, руководителя офиса Миграционного агентства, решение было изменено в связи с появлением новых обстоятельств, а не из-за его критики в СМИ.
«Решающее значение имело применение решения по одному аналогичному делу Европейского суда, которое даёт возможность рассматривать заявления на ВНЖ по воссоединению с семьёй внутри страны. Критика, как таковая, не повлияла на наше решение, но с другой стороны, нам подсказали, что как нужно действовать. Когда мы получаем комментарии, мы всегда должны анализировать их, но СМИ, не заставляют нас менять свои решения», - заявила Аннет Бэклунд.
В действительности именно реакция СМИ, а не строгое соблюдение шведских законов, помогло оппозиционерки добиться желаемого от шведских властей. Достаточно вспомнить аналогичные случаи, когда Шведское миграционное агентство меняло свои решения под давлением СМИ - отмена депортации сироты на Украину, отмена депортации 91-летней украинки, пересмотр решения по делу 87-летней Лидии Прохренко.