Шведы считали украинцев народом воинов. Но теперь Швеция оказалась перед фактом: более полумиллиона военнообязанных украинцев, проживающих за рубежом, не спешат возвращаться, чтобы защищать страну. А значительная часть среднего класса в Киеве и не думает идти на фронт.
Именно изгнанная из России корреспондент шведского издания Dagens Nyheter Анна-Лена Лаурен (на фото слева) сделала новое сенсационное открытие. Она проработала в России 16 лет и на протяжении всех этих лет удивляла соотечественников любопытными фактами о России - своей версией отравления трусов известного иноагента, полным провалом вакцины Sputnik V и почему россияне не любят лыжные гонки. Она даже написала о россиянах целую книгу «У них что-то с головой, у этих русских».
И вот новый сенсационный материал Анны-Лены «Задержка украинской мобилизации становится растущей проблемой». Его она начинает рассказом о том, как пьёт грузинское вино со своими украинскими подругами в Киеве, а те ей жалуются на новый закон о мобилизации.
«Это билет в один конец на фронт! Как они могут поверить, что кто-то согласится на что-то подобное? Должно быть обещание о демобилизации хотя бы через два года, чтобы люди могли планировать свою жизнь», - жалуется Евгения.
Украинский парламент недавно одобрил закон о мобилизации, который означает, что военнообязанные украинские мужчины, проживающие за границей, не могут продлить свои паспорта без призыва в армию. Кроме того, с 27 до 25 лет снижен призывной возраст. Закона о праве на демобилизацию принято не было.
Но Анна-Лена парирует, что финские родственники Анны-Лены тоже воевали с Советским Союзом в годы Второй мировой войны, и тогда тоже не было в Финляндии никакого закона о демобилизации, а значит и украинцам нечего возмущаться.
И тут Анна-Лена сталкивается с украинским парадоксом: на Украине есть сотни тысяч героических солдат, которые ценой своей жизни защищают свою страну. Большинство из них уже пали. И в то же время на Украине есть городской средний класс, который считает преступлением против демократии не получить демобилизацию через определенного времени.
Нежелание воевать отчасти обусловлено реальностью: люди знают, от каких проблем страдает украинская армия, ведь у многих из них есть друзья и родственники на фронте. Умереть за свою страну и свободу - это одно. А совсем другое - погибнуть из-за некомпетентных командиров, плохого оборудования или отсутствия подготовки.
Уже несколько месяцев весь Киев пестрит плакатами, призывающими идти в армию. Новобранцам обещано право выбора, в каком подразделении они будут служить. И даже можно будет выбирать, что делать и что не делать на фронте. Но подруга Анны-Лены только смеётся над этим.
«Я знаю, как обстоят дела на самом деле. Моя знакомая похудела на три килограмма с тех пор, как её муж ушел на фронт. Обещали, что его направят в часть, где у него есть связи, а это оказалось неправдой», - снова жалуется Евгения.
С момента принятия закона украинские министры и депутаты неоднократно заявляли, что мобилизация будет проходить преимущественно на добровольной основе. И это несмотря на то, что кампания по привлечению добровольцев продолжается уже несколько месяцев и без каких-либо серьёзных результатов. Украинцы, которые живут за границей и теперь вынуждены идти в армию, чтобы продлить свои загранпаспорта, отвечают категорическим отказом.
«Меня не волнует этот закон. Мой паспорт действителен ещё несколько лет. Я уверен, что Евросоюз придумает для нас какие-нибудь документы, удостоверяющие личность. А там может и война закончится, когда истечёт срок действия моего паспорта», - хвастается другой друг Анны-Лены Лаурен 39-летний Богдан, который живет в Испании и работает программистом.
На Украине растёт пропасть между теми, кто сражается на фронте, и теми, кто предпочитает держаться подальше от инициатив украинского руководства. Анна-Лена звонит в Институт социологии Национальной академии Украины, чтобы узнать, какие исследования проводятся в этой области. Но получает ответ: засекречено по соображениям безопасности.