В этом году Чемпионат Швеции по ловле щуки пришолся на скверную погоду - дождь и ветер на озере Меларен. По прошествии восьми часов победителем стала команда «Sportfiskeprylar», которым удалось поймать пять щук общей длиной 470 сантиметров.
«Это не самые длинные и тяжёлые щуки, которые приносят домой победу, и не самые взрослые», - объясняет Андреас Уллинен, менеджер по коммуникациям компании Sportfiskarna, которая организует соревнования.
«У вас есть восемь часов, и вы должны поймать пять самых больших щук. Их измеряют на мерной доске и фотографируют, чтобы секретариат мог проверить длину. Это общая длина пяти самых длинных щук, которую нужно учитывать в списке результатов», - говорит Уллинен.
После замера щук отпускают обратно в озеро.
«Они хорошо приспособлены, чтобы справиться с таким испытанием. Большие рыбы очень важны для генетики. С одной стороны, у них хорошие гены, а с другой стороны, большая щука может дать больше потомства, чем маленькая. Щук очень интересно ловить. Это агрессивная рыба, когда она клюёт, то через ваше тело проходит электрический ток, - говорит Уллинен.
Он описывает ловлю щуки, как «двигатель шведской спортивной рыбалки».
Выигравшие в воскресенье Никлас Лахти, Эгрун Нильссон и Людвиг Столь в команде Sportfiskeprylar поймали пять щук общеё длинной 470 сантиметров. Самой длинной из пяти была щука длиной 105 сантиметров.
Водолазы были внутри парома «Эстония» в 1994 году и могли без проблем эвакуировать не менее 125 тел. Но шведские власти не позволили им это сделать. «Было возмутительно, что нам не разрешили спасти тела, мы были в шоке», - говорит один из водолазов Стюарт Рамблс.
После того, как «Эстония» затонула, Морская администрация Швеции поручила британо-норвежской водолазной компании Rockwater нанести на карту место крушения. Водолазы должны определить, можно ли поднять корабль и тела погибших.
В начале декабря 1994 года они течение трёх дней ныряли к затонувшему парому и видели множество трупов. Но им не разрешили эвакуировать тела жертв катастрофы на поверхность, хотя они могли поднять не менее 125 тел всего за несколько часов.
«Там не было ничего, что помешало бы нам эвакуировать тела. Просто положить его в мешок, мешок в корзину и затем поднять её к лодке. Но нас просили этого не делать», - говорит Рэй Хонор, руководитель погружений.
Представители шведских властей находились на борту спасательного судна и внимательно следили за деятельностью водолазов. И они дали водолазам точные приказы о том, где начать погружения, на что смотреть, и что они обязательно столкнутся с телами погибших. Диалог между лодкой и водолазом был записан компанией Rockwater, и его части воспроизведены в документальном фильме «Эстония - находка, которая меняет всё».
На записи можно услышать, как дайвер говорит: «Я вижу тело рядом со мной» и «У меня здесь два тела». В какой-то момент слышится, как шведский правительственный чиновник на лодке отвечает: «Хорошо, мы видели достаточно, спасибо».
«Мы видели тела людей, которые застряли в проёмах дверей, пытаясь спастись. Некоторые в халатах, выбежавшие из своих кают. Мы проплывали мимо дверей кают одну за другой... Я до сих пор думаю: мы были там, почему мы не могли их поднять? Все, что было нужно, - это телефонный звонок, чтобы кто-то сказал: «Да, давайте доставим все тела на поверхность». Но приказа не было. Мы были в шоке», - рассказывает Стюарт Рамблс.
В своем отчёте Rockwater задокументировал тела 125 жертв. Менеджер проекта от Rockwater Рэй Хонор говорит, что, если бы был приказ, то эвакуировать можно было гораздо больше тел. Он подчёркивает, что, хотя 125 человек - это далеко не все 852 жертв, но это всё же значительная часть.
В своем отчёте водолазная компания Rockwater для Морской администрации Швеции от 12 декабря 1994 года заявила, что судно могло быть поднято на поверхность, но с некоторыми сложностями. Через три дня премьер-министр Швеции Ингвар Карлссон объявил о решении правительства: ««Эстония» с телами погибших должна оставаться в море».
Министерство иностранных дел Швеции назначило специального следователя для изучения российской подводной лодки «Сом», затонувшей севернее Стокгольма более ста лет назад.
Подводная лодка «Сом», находившаяся на вооружение Российского императорского флота, затонула у берегов Уппланда в 1916 году, когда шла Первая мировая война. В 2015 году «Сом» была обнаружена на глубине 90 метров водолазами поисковой компании Ocean X Team. Спустя пять лет спасение обломков так и не произошло, но было множество поездок чиновников Министерства иностранных дел между Швецией и Россией.
Однако теперь министерство иностранных дел Швеции сообщает, что они назначили специального следователя по вопросам обращения с затонувшим российским судном.
«Следствие приступило к работе ещё летом, и расследование планируется завершить в 2021 году», - сообщает секретарь шведского МИД Антон Дальквист.
Подводники из Ocean X Team до сих пор не получили компенсацию за проделанную ими работу по поиску места крушения подлодки. Будет ли она поднята на поверхность, а 18 тел погибших членов экипажа доставлены домой в Россию пока неясно. В письме от прошлого лета министр иностранных дел Швеции Анн Линде пишет, что необходимо решить множество юридических и технических вопросов.
«Мы надеемся на разрешение ситуации, но вопрос в том, когда. Немного грустно, что нам приходится об этом беспокоиться. Мы несколько раз обращались в Министерство иностранных дел и пытались им объяснить, насколько это важно для нас и для родственников моряков в России», - говорит водолаз Деннис Осберг (на фото справа) из Ocean X Team.
Ранее изъятый шведскими таможенниками у контрабандистов алкоголь просто выливался в канализацию. Но после открытия нового центра переработки все спиртные напитки будут преобразовывать в биогаз.
Шведская таможня запустила новый экологический проект по переработке всего изъятого алкоголя в биогаз чуть больше года назад. Всё происходит на заводе вторичной переработки в Сконе, что на юге Швеции.
Только в 2019 году шведская таможня изъяла чуть более 300 000 литров алкоголя, в основном пива (215 000 литров), вина (30 200 литров) и крепких спиртных напитков (46 500 литров). Большинство изъятий производятся на юге Швеции - в Сконе или Блекинге.
«Раньше мы могли перерабатывать только крепкие спиртные напитки, а всё пиво и вино просто выливалось. Это очень здорово, что всё изъятое спиртное ещё послужит на благо общества», - говорит Мартин Петерссон, заместитель начальника службы охраны границы в Южном регионе.
Помимо производства экологически безопасного топлива из конфискованного контрабандного алкоголя, новое предприятие также обеспечивает сортировку упаковок из-под спиртного.
«Раньше таможенникам приходилось вручную открывать все банки из-под пива и вина и рассортировывать части упаковок по видам материалов. Теперь условия труда таможенников значительно улучшились», - говорит Мартин Петерссон.
Помимо контрабандного алкоголя, изъятый табак также не пропадает зря. Сейчас его используют для топки котлов в ТЭЦ.
«Швеция, Эстония и Финляндия утратили доверие и не вправе проводить новое расследование катастрофы парома «Эстония». Необходимо провести независимое расследование. Мы не хотим больше во что-то верить, мы хотим точно знать», - говорит одна их выживших в катастрофе Сара Хедрениус.
Премьера документального фильма ««Эстония» - находка, которая меняет все», где была представлена пробоина в правом борту эстонского парома 4 метра длиной и 1,2 метра шириной, вызвала новые вопросы у тех, кто пережил тяжёлое испытание.
«Нам не нужны домыслы, был ли это камень, яма или столкновение. Мы были там, и мы слышали удары. Есть много причин, из-за которых может появиться пробоина в корпусе. И мы не хотим больше верить во что-то, мы хотим точно знать», - заявляет Сара Хедрениус, одна из 137 выживших.
А раскрытие в 2004 году того факта, что «Эстония» перевозила секретную военную технику по соглашению между шведскими вооруженными силами и таможней - факта, который даже не был включён в окончательный отчёт Совета по расследованию несчастных случаев в 1997 году, означает, что к шведским властям нет никакого доверия.
«Пробоина - это факт. В этом нет никаких сомнений. И теперь это надо проверять. А странности с перевозкой военных грузов только усиливают необходимость нового расследования. Ведь эта информация появилось лишь десять лет спустя. Почему Комиссия по расследованию несчастных случаев не знала об этом в 1997 году? Это факт - что шведские власти, сознательно скрыли информацию о транспортировке военных грузов от Совета по расследованию несчастных случаев», - говорит другой выживший Андерс Эриксон.
В Эстонии уже начали планировать новое подводное обследование затонувшего судна, но Сара Хадрениус не верит, что какая-либо из заинтересованных стран возьмётся за это.
«Можно констатировать, что Швеции, Эстонии или Финляндии нельзя доверять это. Должно быть назначено независимое расследование», - говорит Сара Хедрениус.
Предмет, похожий на самодельную бомбу, был обнаружен у водонапорной башни в шведском городке Аскерсунд, где сегодня должно было состояться закрытие городского гей-фестиваля. К огромному огорчению местных лгбт-активистов мероприятие пришлось отменить.
В 09.42 полицейских вызвали к водонапорной башне в Аскерсунде (население около 4 000 человек) после обнаружения подозрительного устройства. Была немедленно вызвана национальная команда по разминированию, которая, как ожидается, прибудет на место во второй половине дня.
«Предмет похож на самодельную бомбу. Мы оцепили этот район из соображений безопасности, а также для того, чтобы сохранить улики», - говорит Стефан Викберг, пресс-секретарь полиции в регионе Эребру.
Сегодня на 11 часов утра именно у водонапорной башни, которая одета в большой радужный флаг, была запланирована церемония закрытия гей-фестиваля Lakeside Pride.
Один из организаторов фестиваля - художница Малин Блумквист. Она была потрясена, когда до неё дошли известия о заминировании башни.
«Я в ужасе, мои мысли спутаны и мне очень грустно», - жалуется художница.
Это не первый случай, когда местному гей-фестивалю угрожают недоброжелатели. Когда неделю назад фестиваль только открывался торжественным шествием, несколько человек окружили водонапорную башню, чтобы помешать установке радужного флага.
Члены Совета по этике, по рекомендации которого было принято решение отказаться от подъёма затонувшего в 1994 году парома «Эстония», возможно, были введены в заблуждение Морской администрацией Швеции.
Именно так считает епископ Каролин Кроок после просмотра нового документального фильма, который представил ранее неизвестную четырёхметровую пробоину в корпусе парома. Совет по этике оказал основное влияние на решение не поднимать судно и погибших в 1994 году.
Каролин Кроок входила в специально организованный Совет по этике, созданный для ликвидации последствий катастрофы осенью 1994 года.
Морская администрация Швеции расследовала вопрос возможности подъема затонувшего парома, и тогдашний главный юрист администрации Юхан Франссон проинформировал Совет по этике о их выводах. Он отметил, что спасение «Эстонии» будет очень трудным и рискованным делом, и может привести к повреждениям тел погибших и даже травмам спасателей.
«После просмотра фильма появились мысли, что от нас что-то скрыли, но тогда я так не думала. И я помню, что, когда пришёл отчёт Комиссии по расследованию несчастных случаев, многие выжившие сообщили, что это не соответствует тому, что происходило на судне, и они спрашивали почему их никто не слушает и не позволяют им высказаться?», - рассказывает Каролин Кроок.
В 1994 году Каролин Кроок считала трудности подъёма парома почти непреодолимыми и что на практике у Совета по этике не было другого выбора.
«И теперь меня гложет вопрос - а не пытались ли тогда от нас что-то срыть. Вот почему я думаю, что невероятно важно наконец разобраться со всем этим. Но я сомневаюсь, что Комиссия по расследованию несчастных случаев начнёт что-либо расследовать. Они скажут, что мы не сделали ничего плохого, мы сделали всё возможное. В этой комиссии очень редко критикуют себя», - сетует Каролин Кроок.
Согласно новому отчёту Агентства Евросоюза по наркотикам, число людей, умирающих из-за наркотической зависимости в Швеции, является самым высоким в Европе. Раньше положение было хуже только в Эстонии. Сейчас в Швеции фиксируется 81 смертельный случай на миллион жителей, что почти в четыре раза выше, чем в среднем по ЕС.
В течение нескольких лет Швеция была одной из стран Европы с самой высокой смертностью от наркотиков. Только в Эстонии этот показатель был выше, но в последние годы в прибалтийской стране упорно трудились, чтобы удалить опасные синтетические опиоиды с рынка и инвестировали значительные средства в распространении лекарства от передозировок Налоксон, который уменьшил число погибших.
«Нет простых объяснений того, почему уровень наркотической смертности у нас так высок. Сравнивать статистику разных стран непросто. Мы не знаем, насколько занижены данные в других странах. На уровень смертности влияет то, как часто проводится вскрытие тела умершего, какие вещества ищутся и как о них сообщают. Швеция делает это в очень высокой степени точности и регулярности», - говорит Мимми Эрикссон Тингхёг (на фото слева), исследователь отдела по профилактике наркомании Шведского агентства общественного здравоохранения.
Хотя число жертв наркотиков в Швеции в настоящее время худшее в Европе, число таких смертей в королевстве последовательно уменьшится как в 2018 году и 2019. В основном связано с тем, что Швеция, как и Эстония, упорно трудились, чтобы удалить опасные фентанил-подобных веществ с рынка, и сейчас начала распространение Налоксона среди потребителей наркотиков и их родственников.
В четверг шведский суд признал 37-летнего мужчину виновным в двойном убийстве совершённым в 2004 году, которое оставалось нераскрытым, пока полиция не сопоставила его ДНК на популярном генеалогическом сайте.
Даниэль Нюквист сделал чистосердечное признание в убийстве восьмилетнего мальчика и 56-летней женщины вскоре после ареста в июне этого года.
Нюквист, который "совершил действия под влиянием тяжелого психологического расстройства", был приговорён к психиатрической помощи.
Две жертвы не имели никакой связи ни с убийцей, ни друг с другом, были смертельно ранены ранним утром 19 октября 2004 года в тихом шведском городке Линчёпинг.
Все эти годы шведские следователи безуспешно пытались найти подозреваемого или хотя бы мотив убийств. Но несмотря на большое число вещественных доказательств (ДНК подозреваемого, орудия убийств, окровавленной кепки и описаний свидетелей молодого человека с светлыми волосами) им это не удавалось
Полиция Швеции даже обратилась за помощью к ФБР, но и это оказалось безуспешным. С годами дело стало вторым по значимости нераскрытым убийством в истории Швеции после убийства премьер-министра Улофа Пальме в 1986 году.
Дело всё же было раскрыто, когда новый закон от января 2019 года разрешил полиции искать совпадения ДНК не только преступника, но и членов его семьи.
После безуспешных попыток сравнения по собственной базе данных ДНК полиции, они начали искать совпадения на коммерческих генеалогических сайтах, которые очень популярны среди шведов, ищущих давно потерянных родственников.
«Мы получили совпадение почти сразу. А несколько месяцев спустя подозреваемый был арестован. Была взята его ДНК, и она совпала на 100 процентов», - говорится в заявлении полиции на следующий день после его ареста.
Нюквист рассказал, что в возрасте 21 года у него были навязчивые мысли об убийстве и что он выбирал своих жертв случайным образом.
Он выбрал мальчика, так как видел в нём легкую цель и, ударив ребенка ножом, пошел вслед за женщиной, которая проходила мимо и была свидетелем нападения.
Безработный одиночка, любивший играть в компьютерные игры, Нюквист редко выходил из дома своих родителей.
После совершённых убийств он продолжал вести уединённый образ жизни недалеко от Линчёпинга.
Премьер-министр Швеции Стефан Лёвен заявил, что недавние сенсационные находки повреждений корпуса затонувшего пассажирского судна «Эстония» должны быть изучены, а также пообещал, что при необходимости будет осуществлено погружение к месту крушения. Однако в среду шведская прокуратура заявила, что любой, кто попытается приблизиться к «Эстонии», будет арестован и привлечён к уголовной ответственности - никаких исключений для Государственной комиссии по несчастным случаям сделано не будет.
Обнаружение группой документалистов четырехметровой пробоины в борту парома «Эстония», которое произошло в 1994 году и которое унесло жизни 852 пассажиров, привлекло большое внимание средств массовой информации и политиков. Многие сейчас требуют начать новое расследование причин катастрофы.
Катастрофа 26 лет спустя всё ещё остаётся горячей политической темой. Премьер-министр Стефан Лёвен пообещал, что будет проведено новое расследовано, и что для этого может потребоваться погружение к затонувшему судну, чтобы осмотреть пробоину на месте.
Но это обещание теперь выглядит пустыми словами после того, как прокурор Хелене Гестрин (на фото слева) заявила, что у шведского правительства нет специального следственного мандата, о чём премьер-министр должен бы знать. Гестрин уже предъявила обвинения двум шведам, которые входили в команду съемочной группы и не намерена их снимать из-за сенсационных находок.
Прокурор аргументирует свои действия «нарушением Закона о защите могилы затонувшего пассажирского судна «Эстония»» - специального закона, который был в своё время принят исключительно для препятствования независимым расследованиям причин катастрофы парома «Эстония» по этическим соображениям. Он основан на соглашении, заключённом между Швецией, Эстонией и Финляндией. Нарушителям закона грозит до двух лет тюремного заключения
Поскольку документальный фильм был снят в международных водах с участием судна под немецким флагом, другие участники съёмочной группы, не являющиеся гражданами Швеции, Эстонии или Финляндии, не могут быть привлечены к ответственности. Это связано с тем, что специальный закон не был ратифицирован другими странами. Однако Гестрин заявляет, что она изучает возможность толкования закона в более широком смысле, чтобы другие участники экспедиции также могли быть привлечены к ответственности.
Прокурор заявляет, что Шведский государственный совет по расследованию несчастных случаев может проводить расследования на месте происшествия. Но для этого потребуется изменение закона, однако такое изменение никогда не обсуждалось. Правительство Швеции имеет право отправлять водолазов к месту катастрофы только для того, чтобы предотвратить осмотр затонувшего парома злоумышленниками.
Суд над двумя шведскими участниками съемочной группы, обнаружившей пробоину в корпусе «Эстонии», начнётся в январе следующего года, и прокурор Хелене Гестрин надеется на обвинительный приговор.