Валюта
1 EUR = 10.91 SEK
1 USD = 10.35 SEK
1 SEK = 6.07 RUB

Полезная практическая информация о Стокгольме и Швеции

Нормы ввоза сигарет в ШвециюНормы ввоза никотиносодержащих продуктов в Швецию зависят от пути ввоза - из страны, вошедшей в Евросоюз или не вошедшей. Но, даже и между странами Евросоюза есть некоторые отличия в таможенном законодательстве. Так нормы ввоза сигарет, например, в Эстонию или Румынию другие, чем в Швецию или Финляндию.

В случае превышения положенной нормы возможно наложение штрафа или даже тюремного срока. Поэтому нужно внимательно обратить внимание на таможенные правила Швеции относительно никотиносодержащих товаров.

В любом случае:

- ввозящий такие товары должен быть не младше 18 лет;

- всё ввозится только для личного потребления;

- транспортировать (или нести) такие товары необходимо самостоятельно.

Нормы ввоза алкоголя в ШвециюЦены на спиртные напитки в шведских магазинах достаточно высокие. Поэтому привезти из-за границы в Швецию что-нибудь из горячительного для себя или друзей очень заманчиво. Выгода иногда может быть почти троекратной. Однако, чтобы не попасть впросак, надо обратить внимание на специфические таможенные правила Швеции. 

В любом случае:

- ввозящий алкоголь должен быть не младше 20 лет;

- алкоголь ввозится только для личного потребления;

- транспортировать (или нести) алкоголь необходимо самостоятельно.

Разрешается ввезти в Швецию из другой страны Евросоюза беспошлинно на одного человека сколько угодно алкоголя, но исключительно для собственного или семейного потребления. Именно таможенник делает вывод, что алкоголь ввозится для собственного потребления. Руководствуются следующими нормами на одного человека (всё можно суммировать):

- 10 литров крепкого алкоголя;

- 90 литров вина (или 60 литров игристого вина);

- 20 крепкого вина (15-22 процентов алкоголя);

- 110 литров пива.

Каждая квитанция по 750 кронКаждая квитанция по 750 кронСлучилось страшное! Вы вернулись к своему припаркованному автомобилю и под дворниками обнаружили штрафную квитанцию. В любом случае вы можете опротестовать этот штраф.  Не стоит думать, что люди, выписывающие штрафы, не ошибаются, а иногда просто халатно относятся к своей работе и шлёпают штрафы в надежде, что "выпишу штраф, а там разберутся".

К сожалению, в Швеции большое число различных фирм и коммун занимаются контролем за парковочным пространством. И из-за этого и правила опротестования штрафа отличаются.

Если вы всё же решили опротестовать парковочный штраф, то необходимо действовать примерно в следующем порядке:

1. Нужно убедиться, что штраф выписан уполномоченной организацией, а не жуликами. Для этого надо сравнить название организации на квитанции и название организации на парковочном знаке (если есть). Самое главное проверить в интернете, что платёжные реквизиты принадлежат именно той-же организации, которая выписала штраф.

Столько нужно зарабатывать, чтобы купить однокомнатную в СтокгольмеСогласно новым исследованиям шведского государственного банка SBAB большинство молодых шведов не могут позволить себе взять кредит на покупку однокомнатной квартиры. Исследователи сравнили средний доход молодых людей с минимальными требованиями заработной платы банков для того, чтобы получить кредит на покупку 30-метровой однокомнатной квартиры в различных коммунах Большого Стокгольма.

Экономист жилищного кредитования SBAB Claudia Wörmann крайне огорчена полученными результатами. Она констатирует, что молодые люди могут накопить первоначальный взнос, но большинство не в состоянии получить кредит в банке и выйти на рынок жилья.

voinaВ Швеции для русскоязычных жителей страны выпустили брошюру "Если наступит кризис или война". Ранее брошюра на шведском языке была разослана во все дома и квартиры государства. Предыдущая рассылка брошюр была во время холодной войны, в далёком 1961 году. Тогда в Швеции было мало выходцев из других стран. Но теперь и те жители, которые не владеют в достаточной мере шведским языком, могут узнать, как подготовиться и что делать если наступит война.

Сначала людям предлагают представить, как изменится жизнь без электричества, водопровода, мобильной связи и работающих магазинов. Поэтому надо заранее приготовиться к такому положению. В брошюре есть целый список продуктов, вещей и предметов, которые нужно всегда держать наготове и которые помогут в дальнейшем продержаться некоторое время. Предлагаются различные полезные советы по выживанию. Например, "При отключении электричества в холодное время года жильё быстро выхолаживается. Соберитесь в одной комнате, завесьте окна пледами, закройте пол коврами и соорудите «домик» под столом, чтобы сохранить тепло" или "Если туалет не работает, вы можете взять надёжные пластиковые пакеты или мешки и поместить их в унитаз".

Когда вражеские солдаты ворвутся на улицы шведских городов граждане должны оказывать сопротивление. Не исключается, что на Швецию могут напасть даже не люди, а роботы. "Если Швеция подвергнется нападению другой страны, мы ни за что не сдадимся. Любые сведения о прекращении сопротивления являются ложными."

К сожалению, много вопросов в брошюре остаются без ответа. Так непонятно кто именно собирается нападать на Швецию. Хотя все понимают, что в соответствии с официальной пропагандой это может быть только Россия. Но не объясняется, что делать россиянам, проживающим в Швеции - сдаваться, оказывать сопротивление или наоборот помогать русским солдатам. А если всё же оказывать сопротивление, как предлагается в брошюре, то неясно где записываться в партизанские отряды.

Желающие могут ознакомиться с брошюрой здесь. А те, кто уже готовится к нападению, может найти ближайшее бомбоубежище на этой карте.

 

Все шведские водители соблюдают большинство правил дорожного движения. Но есть некоторые правила, которые кажутся слишком трудными для соблюдения. Вот десять примеров - некоторые нарушения опасны, в то время как другие являются более раздражающими для других участников движения.

1. Езда без необходимости по средней полосе

Езда без необходимости по средней полосе

Большинство скоростных трасс в Швеции имеют три полосы движения в каждом направлении. Большинство водителей считают, что только левая крайняя полоса предназначена для обгонов. Хотя это не так - средняя полоса тоже предназначена лишь для обгонов. Поэтому занимать и двигаться по средней полосе, тогда, когда свободна правая, является нарушением. 

Штраф за езду по средней полосе: 500 крон

Горнолыжные курорты ШвецииВ последнее время увеличивается число поклонников горных лыж и сноуборда.

Это не только увлекательный спорт, но и приятное времяпрепровождение. В любых городах, где можно найти приличные горки, со временем появляются автомобильные стоянки, кемпинги, пункты проката лыжных принадлежностей и, естественно, различные подъемники, будь то кресельные или бугельные. Но такие горки, как бы хороши они ни были, подходят лишь для маршрутов выходного дня. Вот в такие моменты начинает возникать желание чего-то нового, чего-то более романтичного, более комфортного. Хочется погрузиться в атмосферу покоя и безмятежности.

Шведский снюсМногие шведы курению сигарет предпочитают употребление снюса. Снюс - это шведский национальный продукт, предмет национальной гордости. В Швеции его употребляют с 1627 года, когда он был доставлен из Финляндии. В новейшей истории популярность снюса в Швеции постоянно растёт с 1960-70 годов, когда были доказаны преимущества употребления его перед обычным курением и начато производство порционного снюса.

Снюс бывает порционным - табак упаковывыется в хлопчато-бумажные пакетики примерно по 1 грамму, рассыпным - засыпается в баночки по 40-50 грамм. Также снюс бавает ароматизированным (эвкалипт, ментол, лакрица, виски, мята, дыня, малина, лаванда, бергамот) или обычным, со вкусом табака. 

Карта метро, пендельтога и электричек Большого Стокгольма:

Karta Metro

Нажмите, чтобы увеличить картинку в новом окне

С детальными и географическими картами всего общественного стокгольмского транспорта можно ознакомиться здесь.

SL EnkelbiljettSL EnkelbiljettКупить билет для проезда в стокгольмском метро очень просто. 1 билет, который действителен так-же для проезда во всём общественном транспорте Большого Стокгольма (метро, автобусы, электрички, трамваи, паромы) стоит 38 шведских крон, действует 75 минут и купить его можно за наличные или по банковской карточке в любом продуктовом магазине на кассе, или в очень распространённых в Швеции магазинах 7-Eleven или Pressbyrån (оба магазинчика есть в аэропорту Арланда) или в любом месте отмеченном флажком SL. Кроме того по банковской карточке его  можно приобрести в билетном автомате, который есть почти на каждой станции метро или пригородной электрички, или у контролёра, который сидит в кабинке у турникетов станций метро или электрички.

На шведском такой билет называется "Enkelbiljett" или по-английски "Single journey ticket", или по-русски "Разовый билет".

Билет представляет собой просто чек, на котором написано время покупки и время, до которого он действует (на примере слева на написано: куплен в 13:00 и действует до 14:15). С таким билетом не нужно идти через турникет и прикладывать его к валидатору (так многие делают, чем веселят местных). Надо подойти к кабинке возле турникетов, где сидит контролёр, и предъявить ему (если контролёр по какой-то причине отлучился, то он всегда оставляет проход возле кабинки открытым - смело идите, ведь билет такой уже не "пробивается" или валидируется). 

Не хотелось бы перегружать людей, которые посещают Стокгольм на короткий срок, избытком информации. Если вы собираетесь сделать более 3 поездок на общественном транспорте, то выгоднее купить в ближайшем месте прибытия пластиковую карту SL Access-kort за 20 крон и загрузить на неё деньги на 4 или более билетов из расчёта 38 крона на поездку (картой можно пользоваться коллективно, загруженные деньги не "сгорают" в течении 6 лет). Если планируете меньше поездок и в течении ближайших 6 лет не собираетесь пользоваться общественным транспортом Стокгольма, то выгоднее покупать разовые бумажные билеты по 51 крону за поездку. 

Самую свежую карту метро, пендельтога и электричек Большого Стокгольма можно увидеть здесь. А детальные и географические карты всего общественного стокгольмского транспорта увидеть можно здесь. Впрочем, сами карты понадобятся в исключительных случаях, так как удобный планировщик маршрутов на шведском языке здесь. Достаточно лишь выбрать начало и конец путешествия.

Ниже попробую подробней описать все премудрости стокгольмского общественного транспорта.