Бывший агент белорусского КГБ надеялся на покровительство властей Швеции, но вместо этого его обвинили в тероризме.
В конце 2012 года бывший сотрудник белорусского КГБ Андрей Молчан (на фото) прибыл в Швецию и обратился к властям этой страны за международной защитой.
Шведские власти несмотря на всю декларируемую ими приверженность демократии и соблюдению прав человека поступили совершенно противоположным образом. Вначале шведская полиция безопасности (SÄPO) пыталась завербовать бывшего сотрудника КГБ, чтобы использовать в своей враждебной деятельности против Белоруссии и России.
Когда это не удалось, шведские власти решили прибегнуть к шантажу и угрозам, чтобы любыми способами заставить его сотрудничать. Для этого и Миграционная служба, и Миграционный суд сфальсифицировали материалы рассмотрения дела о предоставлении Андрею Молчану вида на жительство, а SÄPO многократно и бездоказательно объявляла его угрозой для демократии и безопасности Швеции, требуя высылки.
27 ноября 2015 года Миграционная служба вынесла в отношении Андрея решение об отказе в предоставлении вида на жительство и депортации, а также о запрете на въезд в Шенгенскую зону сроком на 5 лет.
Когда же бывший сотрудник КГБ обратился с официальными заявлениями о совершенных в отношении его преступлениях, шведские власти, опасаясь огласки и разоблачения, засекретили значительную часть материалов под угрозой тюремного заключения.
Чтобы предотвратить расправу со стороны шведских властей Андрей вынужден был обратиться в средства массовой информации. В 2017-2018 годах на шведском радио, телеканале "Белсат" и эстонском телеканале ETV+ вышли программы в формате документальных расследований с его участием.
Благодаря этому, шведские власти не осмеливались открыто расправиться с ним и решили сделать это чужими руками, чтобы не испортить свой "демократический" имидж.
Для этого правоохранительные органы Швеции 14 апреля 2020 года без должных оснований объявили Андрея Молчана в международный розыск, как участника террористической деятельности и нарушителя миграционного законодательства. И это несмотря на то, что он абсолютно легально и безвыездно находился на ее территории уже более семи лет и ни от кого не скрывался.
Уже после этого 1 октября 2020 года шведские власти предоставили временный вид на жительство бывшему сотруднику КГБ, официально объявленному ими же в международный розыск. Также по прошествии почти 8 лет Миграционная служба вернула его паспорт гражданина Республики Беларусь, который все это время удерживала.
В результате, впервые со 2 ноября 2012 года Андрей Молчан получил возможность выехать с территории Швеции. 14 ноября 2020 года он вылетел прямым рейсом из аэропорта Арланда в Испанию и заселился в заранее забронированный номер в отеле города Марбелья.
На следующий утро, 15 ноября 2021 года в дверь номера, где проживал Андрей постучали сотрудники испанской полиции в бронежилетах и под угрозой применения оружия потребовали, чтобы он проследовал с ними в комиссариат. Полицейские надели на него наручники, и держа за руки, вывели из отеля как особо опасного преступника на глазах у персонала и постояльцев.
Уже в комиссариате города Марбелья Андрею разъяснили, что он задержан по причине того, что шведские власти объявили его в международный розыск, как террориста. При этом представители испанской полиции подтвердили подлинность предъявленной карточки вида на жительство в Швеции, и сообщили, что это обстоятельство их очень удивляет.
Кроме этого, руководитель одного из подразделений комиссариата прямо спросил Андрея Молчана об участии в террористической деятельности. Последний ответил, что никогда и ни в чем подобном не участвовал, а также добавил, что ранее проходил службу в КГБ Республики Беларусь, где одной из основных задач является противодействие любым формам терроризма. Это обстоятельство ещё более удивило испанскую полицию.
Также сотрудники комиссариата сообщили, что на протяжении нескольких часов безрезультатно пытались получить от шведской стороны соответствующие разъяснения, чтобы принять окончательное решение.
В связи с непредставлением необходимой информации бывшего сотрудника КГБ освободили из-под стражи. При этом он был предупрежден о том, что если из Испании направится не в Швецию, а в другую страну, то вновь будет задержан как лицо, находящееся в международном розыске.
По прошествии нескольких дней, 18 ноября 2020 года персонал отеля сообщил Андрею, что в баре его ожидают три сотрудника испанской службы безопасности. В ходе состоявшейся беседы представители спецслужбы интересовались не только его работой в КГБ Республики Беларусь, но и причинами, по которым шведские власти продолжают преследовать его много лет. В конце встречи испанская служба безопасности безуспешно пыталась завербовать бывшего сотрудника КГБ, так же как и шведская SÄPO в свое время.
По окончании своего "отдыха" 21 ноября 2020 года Андрей Молчан вернулся прямым рейсом в Швецию. После этого 1 декабря 2020 года в ходе состоявшейся официальной встречи с сотрудниками Миграционной службы Андрей сообщил о произошедшем с ним в Испании инциденте и потребовал объяснений, но в который раз безрезультатно.
Прождав более пяти месяцев и не получив никаких ответов, 11 мая 2021 года он письменно обратился за разъяснениями в Миграционную службу, в Миграционный суд, в Национальную прокуратуру, в полицию безопасности, к Канцлеру юстиции, к Омбудсмену юстиции и начальнику национальной полиции.
Официальные ответы предоставили только Прокуратура и Омбудсмен юстиции, в которых прямо сообщили, что не нашли никаких нарушений.
Таким образом власти Швеции стараются игнорировать тот факт, что абсолютно бездоказательно обвиняют невиновных в любых самых страшных преступлениях исходя только из личных интересов, грубо нарушая права человека и нормы международного права.
Прикрываясь отстаиванием прав ЛГБТ, шведские власти лживо заявляют о своей приверженности принципам демократии и законности, на деле полностью презирая их.
Что касается Андрея Молчана, то в любой момент шведские власти могут лишить его свободы, обвинив в любых преступлениях, либо даже устранить физически и обвинить в этом "руку Москвы", по аналогии с инцидентом со Скрипалями.
В последние выходные несколько автомобилей в западном Мальмё подверглись изощрённому вандализму. Люксовые машины исписаны сообщениями о климате и у них были изрезаны покрышки. В электронном письме анонимные экоактивисты взяли на себя ответственность за вандализм. «Наша проблема в том, что богатые люди могут покупать роскошные автомобили и упиваться ископаемым топливом», - говорится в их обращении.
«Наш сосед, когда гулял с собакой сегодня утром, обнаружил, что кто-то разгромил нашу машину. Кто-то проколол покрышку, исцарапал двери и капот, и краской написал «Климат»», - рассказал Александр Нессе, один из пострадавших.
Аналогичным образом пострадали и другие автомобили в этом районе. Среди повреждённых автомобилей - внедорожники и джипы, а также электромобиль Tesla.
«Водитель эвакуатора сказал, что он уже вывез в ремонт пять или шесть автомобилей из нашего района, которые подверглись такому-же варварскому вандализму», - рассказал Александр Нессе.
Всё произошло в западном Мальмё в субботу вечером. Но ещё в пятницу утром в других районах города были обнаружены около двадцати машин с порванными покрышками. Однако неясно, есть ли какая-либо связь с субботними событиями.
По словам представителя полиции Нильса Норлинга, до сих пор никто не арестован и не подозревается в вандализме.
В то же время в редакцию местной газеты Syre поступило анонимное электронное письмо, в котором неизвестные берут на себя ответственность.
«Ни государство, ни высший класс не заботятся о тех, кто действительно страдает от катастрофических последствий изменения климата. Богатые и влиятельные люди слишком хорошо спят по ночам, в то время как их образ жизни и пассивность неуклонно приближают нас к бездне. Наши акты протеста не направлены против простых людей. Мы вредим тем, кто богат. Проблема в том, что богатые люди могут покупать роскошные автомобили и упиваться ископаемым топливом. Наша кампания протеста посвящена вредным выбросам и климату. Но это также касается проблемы неравенства между теми кто страдает и кто несёт за это ответственность», - говорится в электронном письме.
Однако климатический протест, похоже, не произвёл большого впечатления на жителей этого района. Камилла Маринус, которая также обнаружила свою повреждённую машину во время утренней прогулки, не впечатлена действиями экоактивистов.
«Они выбирали машины определённого ценового диапазона, причём тут климат? Это больше похоже на шведскую зависть», - говорит Камилла.
Перевооружение шведской армии проходит с серьёзные недостатками и в случае войны с Россией Швеции не хватит ни техники, ни личного состава. Причины - недофинансирование, слабый контроль и то, что весь военный бюджет страны уходит на новые самолёты и подводные лодки, но не на закупки для армии. Такой неутешительный вывод сделало Шведское национальное контрольно-ревизионное управление в своём отчёте.
Проблемы шведской армии и их причины представлены в 60-страничном обзоре «Деятельность государства по укреплению вооруженных сил и национальной обороноспособности», который Шведское национальное контрольно-ревизионное управление сегодня представляет риксдагу.
Швеция изменила свою оборонную политику после воссоединения Крыма с Россией в 2014 году. После 20 лет разоружения и борьбы за мир оборона Швеции снова стала первостепенной задачей. Риксдаг в 2015 году принял решение о увеличении военного бюджета в течении следующих пяти лет. Это решение означало полную перестройку шведской армии.
Основой шведской армии являются бригады - это наступательные подразделения численностью 5 000 человек каждая. В Швеции к окончанию Холодной войны в 1989 году была 21 бригада. Но к 2015 году из-за политика разоружения в стране не осталось ни одной бригады, только семь батальонов численностью чуть менее 1 000 человек в каждом.
Риксдаг в 2015 году принял решение, что Швеция должна иметь армию способную сражаться в широкомасштабном противостоянии с высококвалифицированным противником минимум в течение недели. Для этого должны были быть созданы две бригады.
«Но нам так и не удалось достичь целей и ориентиров, которые были поставлены в 2015 году. От централизованных вооруженных сил, предназначенных для международных миротворческих операций, нужно вернуться к децентрализованной организации, лучше удовлетворяющей требованиям ведения войны. Всё это предъявляет совершенно другие требования к оборудованию и логистике», - говорит директор ревизионного управления Саша Зольман.
Аудиторы называют пять основных проблем шведской армии:
● Оборудование, которое не было необходимо в международных миротворческих операциях, было заброшено - оно не ремонтировалось и не модернизировалось. При этом в 2015 году даже не было известно насколько истощена шведская армия
● Решение о укреплении вооруженных сил и национальной обороноспособности 2015 году не было достаточно профинансировано. Тогда недооценивалось удручающее положение армии. Впоследствии приоритетными стали инвестиции в истребители Сааб JAS 39 E и подводные лодки проекта A26, что уменьшило бюджет материальной части армии. Вооруженные силы должны были заранее устранить этот дисбаланс, но этого не произошло.
● Решение о создании двух бригад, способных к ведению военных действий, не было достаточно ясным, в то время как высшее военное командование противостояло их созданию. При этом даже запрещалось говорить о бригадах.
● Ещё одна проблема - высшее руководство Вооруженных Сил, которое лишь недавно наделило командующего армией более широкими полномочиями по принятию решений.
● В шведской армии до сих пор не знают, как именно боевые подразделения будут участвовать в войне, какое для этого нужно провести обучение и перевооружение.
Как обстоят дела с боеспособностью шведской армии в настоящее время рассказывается в секретной части доклада.
Шведское национальное контрольно-ревизионное управление рекомендует правительству поставить чёткие и реальные цели по укреплению вооруженных сил и национальной обороноспособности. Правительство должно гарантировать, что инвестиции в новые самолёты и подводные лодки не будут вызывать постоянных изменений планов закупок техники и вооружений другими видами вооружённых сил.
Ревизоры настоятельно рекомендуют вооружённым силам Швеции развивать способность к быстрой мобилизации, наделить главнокомандующего армией большей властью и более чётко указывать правительству на последствия принимаемых им решений.
Шведский производитель грузовиков Scania вынужден временно остановить производство в Сёдертелье, Оскарсхамне и Лулео из-за глобальной нехватки полупроводников. 9 000 сотрудников отправлены в незапланированный отпуск.
Причиной сокращения производства в Швеции является глобальная нехватка важных полупроводников, которые используются в электронных компонентах. Дефицит затронул всю автомобильную промышленность Швеции.
Это первый случай, когда Scania вынуждена производство из-за дефицита деталей. Неделей ранее производство автомобилей на заводе Volvo Cars в Торсланде также остановлено по той же причине. Но Scania до сих пор была одной из автомобильных компаний, которая лучше всех справлялась с этой ситуацией.
«Проблемы начались уже давно. Scania умело сопротивлялась, мы уже снижали скорость производства, затем снова ускорялись и компенсировали отставание. Но сейчас ситуация настолько напряжённая, что мы входим в фазу, когда приходиться терять объём выпуска наших грузовиков. Нам нужно временно прекратить производство. Теперь у наших рабочих появилась неделя отдыха. И этому все немного рады, но, конечно, было бы лучше просто поработать», - сказала пресс-менеджер Scania Карин Халлстан.
38-летняя шведская писательница Кристина Рикардссон была шокирована, когда увидела свою книгу на русском языке. На обложке российский издатель сменил цвет её кожи - её отбелили. «Я очень разозлилась и невероятно опечалена невежеством русских», - возмущается писательница.
Автобиографическая книга Кристины Рикардссон «Never Stop Going» («Второй шанс для Кристины» на русском языке) приобрела всемирный успех. Путь ребёнка из бразильской пещеры, через трущобы Сан-Паулу в небольшую деревню Виндельн в шведском Вестерботтене, была переведена на 14 языков.
Но когда писательница увидела русское издание своей книги, то она была шокирована. Обложка русской книги выглядела не так, как ожидалось. Кристина изображена белой девушкой, что не является правдой.
«Я очень разозлилась и невероятно опечалилась по этому поводу. Обложку книги сменили без моего ведома, и как я понял после разговора с моим агентом, который представляет мои интересы за границей, они тоже не знали о произошедшем с моей книгой в России. С помощью книги я хочу позволить людям пройти мой путь, показать им, как может измениться человеческая жизнь, следовать моим стопам, моим мыслям, чувствам и переживаниям. Отчасти это связано не только с тем, чтобы родиться бедным, но и принадлежать к расовому меньшинству - быть темнокожим, как в Бразилии, так и в Швеции. И вдруг я вижу белую девушку на обложке моей книги. То, что они так поступили является очень неуважительным и возмутительным. Таким образом они скрыли и затмили одну из целей моей книги - представлять восьмимиллионную группу бразильских детей, не имеющих и не получивших права голоса. Это неуважительно не только ко мне, но и ко всем, кого представляет моя книга», - возмущается писательница.
Кристина Рикардссон связалась с российским издателем, и ей сказали, что книга уже несколько месяцев продаётся в России. Шведский агент в Bonniers Rights сообщил, что возмутительное искажение обложки книги было сделано за их спиной и они больше не будут сотрудничать с русским издательством Бомбора.
По словам Кристина Рикардссон, знатоки книжной индустрии посоветовали ей не придавать большого значения произошедшему, потому что издатели могут отказаться от работы с ней в будущем. Но Кристина Рикардссон считает важным говорить о так называемом отбеливании - когда, например, белый актёр играет небелого персонажа.
В российском издательстве попытались извиниться перед шведской писательницей.
«Мы очень сожалеем о неловкой ситуации с обложкой вашей книги, которую мы очень ценим и которой мы очень рады помочь на пути к российским читателям. Мы можем заверить вас, что девушка на обложке книги не была нашим стратегическим выбором и никоим образом не является результатом предубеждений. С другой стороны, мы видим в этом человеческую историю, имеющую универсальную ценность. Конечно, и текст на обложке, и содержание самой книги подчеркивают ваше бразильское происхождение», - написали в извинительном письме россияне.
Но Кристина Рикардссон не удовлетворена извинениями русских.
«Их оправдание - это никакое не оправдание. Оно ещё больше смущает и показывает, насколько они невежественны. Они пишут, что моя человеческая история рассказывает о универсальных ценностях. Они считают, что человеческое и универсальное равнозначно белому! Это только усугубляет ситуацию и показывает, насколько глубоки их предрассудки. Когда они заявляют, что текст обложки и содержание книги ясно показывают мое бразильское происхождение, то снова демонстрируют своё невежество - не все в Бразилии чёрные», - никак не унимается шведка.
Полицейские власти Швеции стремятся привлечь на работу больше людей с иностранным происхождением, но дело продвигается очень медленно. К сожалению курсанты с шведским прошлым имеют гораздо больше возможностей для поступления в полицейскую академию.
6.5% всех полицейских Швеции имеют иностранное происхождение. Доля, которую полицейское руководство стремится увеличить.
«Для полиции важно, чтобы мы представляли всё наше общество, в котором мы работаем. Это вопрос доверия. Вот почему мы активно работаем над тем, чтобы привлечь в полицейскую академию больше кандидатов с иностранным прошлым», - говорит Макс Люттеман, который работает в отделе кадров полиции.
Однако статистика показывает, что люди с иностранным прошлым значительно хуже справляются с требованиями для поступления в полицейскую академию. Принимается каждый пятый заявитель шведского происхождения, а среди иммигрантов - лишь примерно каждый десятый.
По словам Макса Люттемана, это может быть связано с языковыми навыками.
«Они не отвечают нашим требованиям по нескольким критериям. Все они связаны с владением шведским языком. Если вы не владеете шведским в качестве родного, то это объясняет то, что вы хуже справляетесь с вступительными тестами», - говорит он.
Под иностранным происхождением в Швеции понимается лицо, родившееся за границей или имеющее родителей, родившихся за границей.
С задержкой на четыре месяца в субботу вышел в рейс самый экологически чистый паром в мире Aurora Botnia. Он связал шведский город Умео с финской Ваасой. «Даже ковры в каютах сделаны из старых рыболовных сетей», - заявил во время премьерного рейса генеральный директор судоходной компании Wasaline Петер Стольберг.
Совершенно новый автомобильный паром теперь курсирует между западным и восточным побережьем Ботнического залива. В субботу состоялась премьера корабля Aurora Botnia.
По утверждению судоходной компании, этот паром является самым экологически чистым паромом в мире.
«Это сочетание нескольких вещей: двигатели парома работают на сжиженном природном газе и биогазе, а в порту на аккумуляторах. Ковры в каютах сделаны из старых рыболовных сетей, а освещение и вентиляция автоматически регулируются по мере необходимости. Конечно, вскоре появятся новые, более продвинутые решения, но сейчас я не знаю ни одного корабля в мире, который был бы более рациональным с точки зрения воздействия на климат», - говорит генеральный директор Wasaline Петер Стольберг.
Петер Стольберг сообщает, что Aurora Botnia является плодом сотрудничества нескольких крупных компаний. Двигатели произведены Wärtsilä, а преобразователь частоты парома Danfoss.
«Небольшая судоходная компания, такая как Wasaline, не смогла бы добиться этого сама, но к нам присоединилось бизнес-сообщество и политики. У нашего парома теперь культовый статус», - заявил Стольберг.
Потребовалось лишь три дня для возмущённых шведов, чтобы собрать два миллиона крон женщине, которая в 2017 году была изнасилована двумя арабскими братьями, один из которых недавно получил 840 000 крон в качестве компенсации от государства.
В 2017 году женщина подверглась изнасилованию при отягчающих обстоятельствах в форме пыток, после того как двое братьев, выходцев из Сирии, напали на неё и затащили в подвал.
В следующем году младший из братьев Дамир Али Али был приговорён к 4.5 годам тюремного заключения и депортации за два случая изнасилования при отягчающих обстоятельствах, похищение человека, вымогательства, кражи и незаконное вождение автомобиля.
Но позже Дамир Али Али получил 840 000 шведских крон в качестве компенсации поскольку Верховный суд признал, что не было доказано, что негодяю было больше 18 лет на момент совершения преступлений и он был приговорён к «наказанию для взрослых». В то время как его жертва получила лишь 3 тысячи крон компенсации за свои страдания.
Произошедшее вызвало бурю возмущения у законопослушных шведов и подверглось критике со стороны юристов и некоторых политиков, одним из которых оказался парламентарий Ханиф Бали.
Именно он начал сбор средств для пострадавшей женщины с заявленной целью, что она «должна получить больше, чем то, что эта свинья высосала из системы».
Теперь Ханиф Бали объявляет, что его цель достигнута, заканчивает сбор средств и передаёт более двух миллионов крон пострадавшей женщине - жертве шведской системы правосудия.
Проведённая в Швеции более десяти лет назад реформа здравоохранения, позволившая пациентам выбирать врача самостоятельно, неожиданно привела к повсеместной дискриминации медиков с иностранными именами.
«Когда я работал в психиатрии, один пациент трижды отвергал меня, потому что не хотел, чтобы его лечил иностранный врач. В конце концов, у него не было выбора, так как я был единственным доступным врачом. Во время приёма, несмотря на то, что он увидел, что я говорю по-шведски без акцента, он заявил мне: «Вы, иностранцы ничего не понимаете». Теперь мы с коллегами шутим над этим в столовой. Но периодически приходят медсёстры и говорят: «Кто-то снова отказался от вас, когда увидел ваше имя»», - рассказал 30-летний врач Навид Ган, который вырос и получил медицинскую степень в Швеции.
С 2010 года в рамках широкой реформы универсальной системы здравоохранения Швеции, которая открыла первичную медико-санитарную помощь для частных врачей и клиник, пациентам было разрешено выбирать, как врача, так и клинику.
Правительство Швеции приняло решение о выделении компании Saab 5 миллиардов шведских крон на завершение строительства новых подводных лодок.
Две подводные лодки A26 класса Blekinge были заказаны ещё в 2015 году. Они должны были быть поставлены шведским военным уже в 2022 и 2024 годах, но теперь ясно, что вовремя они построены не будут.
В пятницу Шведское управление материально-технического снабжения (FMV) выдало Saab дополнительный заказ на сумму в 5.2 миллиарда шведских крон, чтобы «продолжить разработку и производство, а также расширить возможности» строящихся подводных лодок. Согласно обновлённому контракту подводные лодки будут переданы в военный флот в 2027 и 2028 годах.
«Saab в настоящее время строит самые современные в мире подводные лодки с неядерным вооружением. Новые возможности, которые сейчас добавят к A26, обеспечат обновление систем вооружения и стелс-технологий», - заявил Микаэль Йоханссон, президент и главный исполнительный директор Saab.