Валюта
1 EUR = 11.27 SEK
1 USD = 9.56 SEK
1 SEK = 8.26 RUB

Новости Стокгольма и Швеции

что вы думаете об этом?

В Швеции представили ранее неизвестный экспонат с знаменитой советской подводной лодкиЭтой осенью исполняется 40 лет с тех пор, как советская подводная лодка С-363 «Шведский комсомолец», или U 137 класса «Виски» по обозначению НАТО, села на мель в заливе Госефьярден у берегов Блекинге. В преддверии юбилея в Морском музее Карслкруны представили ранее неизвестный предмет с советской подводной лодки.

Перед годовщиной события Морской музей посетил Тадеуш Вилох (Tadeusz Wieloch), который рассказал о том, как 40 лет назад он стал владельцем одного из немногих предметов, оставшихся в Швеции после визита советской подводной лодки, - русских наручных часов.

Тадеуш тогда проходил военную службу в Школе переводчиков Вооруженных сил Швеции. В 1981 году его вызвали работать переводчиком для общения с офицерами С-363. Он находился на одном из кораблей военно-морского флота Швеции, который дежурил рядом с подводной лодкой в ​​последние дни перед тем, как её отбуксировали в открытое море. 

«Я много времени проводил в рубке советской подводной лодки и общался с экипажем, в том числе с их политработником, наверное, Василием Бесединым. Однажды он предложил мне обменять мои суперсовременные часы Casio на его российские тяжёлые часы, что я и сделал. Вдобавок я получил несколько значков от экипажа и шоколадные конфеты, которые я так и не попробовал, - всё было проверено в Лундском университете на предмет возможной радиоактивности», - рассказал Тадеуш Вилох.

Тадеуш последним спрыгнул с подводной лодки на шведское судно, когда она отправлялась в сторону Советского Союза. Таким образом он был последним шведом на борту С-363.

Морской музей с благодарностью заимствовал часы у Тадеуша, и в ближайшие несколько недель они будут выставлены в экспозиции Морского музея.

После С-363 в Швеции осталось мало предметов. До сих пор в Морском музее считали, что пилотка офицера подводной лодки, которая является частью музейной коллекции, была единственным предметом, оставшимся после драматических дней осени 1981 года. Теперь к ней добавились наручные часы и остатки от пачки советских сигарет, которые в 1981 году водолаз обнаружил в воде после ухода подводной лодки.В Швеции представили ранее неизвестный экспонат с знаменитой советской подводной лодки

что вы думаете об этом?

Шведы бросились скупать акции VolvoВ пятницу, 29 октября, Volvo Cars выходит на Стокгольмскую фондовую биржу. Это второй по величине листинг в истории Швеции. Только выход на биржу акций Telia более 20 лет назад был больше. 

Когда Telia начала продавать свои акции на фондовой бирже в 2000 году около миллиона шведов вложили в компанию деньги. Но вскоре акции упали в цене, и многие мелкие вкладчики почувствовали себя обманутыми.

Теперь, когда Volvo Cars дебютирует на фондовом рынке, более 200 000 шведов зарегистрировались в подписке на покупку акции компании.

«Мы видим огромный интерес со стороны шведских мелких вкладчиков. С другой стороны, не следует думать, что после этого Volvo вдруг станет шведской компанией. Geely (китайский владелец Volvo) по-прежнему будет обладать примерно 80% голосов, что означает, что в принципе они могут обеспечить принятие любого решения на общем собрании акционеров. Есть риск, что Volvo станет пешкой в ​​политической игре Китая», - говорит Сверре Линтон, главный юрисконсульт Aktiespararna, независимой организации, представляющей интересы шведских покупателей акций.

В пятницу утром, после нескольких минут торговли, цена на акции Volvo выросла примерно на десять процентов - с начальной цены в 53 до 58 шведских крон.

На старте продаж, когда Volvo Cars вернулась на фондовый рынок после более чем 20-летнего отсутствия, в Стокгольмской фондовой бирже присутствовала вся экономическая элита Швеции - министр торговли и промышленности Швеции Ибрагим Байлан, главный менеджер по листингу Стокгольмской фондовой биржи, а владелец Geely Automotive Ли Шуфу и генеральным директором Volvo Cars Хокан Самуэльссон выступили с речью.

«Я думаю, что это выгодная сделка для наших вкладчиков. У Volvo очень высока вероятность успеха и очень малая вероятность того, что вкладчики потерпят неудачу», - заявил Андерс Оскарссон, менеджер по фондовому рынку AMF, одной из крупнейших пенсионных компаний Швеции.

1 комментарий

Положение в шведском образовании назвали катастрофойНовый отчёт Национального агентства образования Швеции (Skolverket) показывает, что прошедшей весной более одного из четырёх шестиклассников не справились с одним из предметов. Самые большие трудности возникли с Шведским, как вторым языком - каждый третий отстающий не сдал именно этот экзамен.

Пресс-секретарь Умеренной коалиционной партии Швеции Кристина Аксе́н Олин называет такое положение «катастрофой».

«К сожалению, все данные показывают, что многие из этих детей даже не смогут закончить девятилетку, если не принять срочных мер», - заявила она.

Все проблемы шведской системы образования вскрылись, когда стало известно, что Министерство образования не допускало многих неуспевающих школьников-иммигрантов для участия в тестах в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

В связи с этим правительство Швеции начало работу над законопроектом, который даст Шведской школьной инспекции больше возможностей по закрытию как частных, так и муниципальных школ у которых есть серьёзные недостатки в образовательном процессе. 

Поправки в законодательство предлагается ввести в действие с 1 июля 2022 года.

2 комментариев

В Швеции привлекут к суду активистов «Жизни чёрных важны»В Швеции выдвинули официальные обвинения в отношении 36 участников демонстрации против расизма и насилия в Гётеборге. Им инкриминируют насильственные беспорядки, саботаж работы экстренных служб, вандализм, насилие в отношении государственных служащих и нападения.

Это было в июне прошлого года, когда большое количество протестующих собрались в центре Гётеборга. Демонстрация, начавшаяся спокойно, была прекращена организатором после предупреждения полиции.

Однако и после этого толпа не разошлась, а продолжила движение к одной их центральных площадей города, где начались волнения. Прокурору понадобилось почти полтора года чтобы определить, что там произошли беспорядки с применением насилия. 

Согласно обвинительному заключению, представленному сегодня, большая часть улик основана на видеозаписях с телекамер журналистов, полицейских дронов, видеозаписях с камер магазинов и публичных видеозаписях с мобильных телефонов, выложенных в интернете.

Полицейские просмотрели 145 часов отснятого материала. Некоторые из них будут показаны во время судебного заседания, которое начнётся во второй неделе ноября.

«Насилие в основном состояло в том, что участники демонстрации пинали, били и бросали камни и другие предметы в полицейских, и в их служебные автомобили», - говорит прокурор Элизабет Труве́.

что вы думаете об этом?

Беглые украинцы пожаловались шведам на жизнь в КиевеВойна на востоке Украины продолжается более семи лет. Свыше миллиона украинцев были вынуждены бежать из двух непризнанных Донецкой и Луганской народных республик. Они увезли не только свои семьи и всех родственников, но и свой бизнес. Шведский корреспондент Мария Перссон Лёфгрне встретилась с владельцем спорт-бара и руководителем типографии, которые были вынуждены начать новую жизнь в Киеве. Они уверены, что никогда не вернутся на родину и что две отколовшиеся республики навсегда потеряны для Украины.

Антон Морозов предлагает чай шведской журналистке и спрашивает, нужен ли ей сахара, но найти место в тесной типографии, где можно было бы сесть и поговорить, оказывается невозможно. Свободного места нет, пространство занято офсетными машинами, которые печатают всё, от рекламы до открыток, от рубашек до кружек.

Здесь, в маленьком помещении одного из киевских дворов в центре украинской столицы, Антон из Донецка (на верхнем фото) и его жена начали свою жизнь с нуля, когда прибыли сюда в качестве беженцев в ноябре 2014 года.

что вы думаете об этом?

В Швеции рекордную цену на автодизель объяснили заботой об экологии Несмотря на то, что во многих странах Евросоюза налоги на дизельное топливо выше, чем в Швеции, но именно в этой стране самый дорогой в Европе автодизель. Шведских автолюбителей успокаивают благими целями шведского правительства в области экологии.

Шведский налог на дизельное топливо составляет 4.74 крон за литр, и он лишь немногим выше среднего показателя по ЕС, составляющего 4.38 крон. Самый дорогой налог в Италии - 6.30 шведских крон за литр, а в Германии он точно такой-же, что и в Швеции. Но всё же дизельное топливо в Швеции примерно на четыре кроны дороже и сейчас стоит 19.42 крон за литр.

Что делает шведское дизельное топливо намного более дорогим, так это цели шведского правительства по сокращению выбросов. По этой причине дизельное топливо в Швеции необходимо смешивать с 35-40% биотоплива. Чаще всего речь идёт о марках HVO100 и RME, которые примерно в три раза дороже чистого дизеля. Именно это увеличивает цену за литр топлива на несколько крон.

По словам Софи Квант, руководителя отдела коммуникаций Шведского института нефти и биотоплива Drivkraft Sverige, у Швеции сейчас самые амбициозные климатические цели в мире и более высокая доля биотоплива в автодизеле, по сравнению с остальной Европой.

В ближайшем будущем доля биодизеля ещё увеличится, что уже в начале года сделает дизельное топливо дороже примерно на одну крону. Постепенно к 2030 году цена на дизельное топливо может вырасти примерно до 30 крон за литр.

По данным экологической организации Transport & Environment, с 2010 года в Европе сожгли около 39 миллионов тонн пальмового и соевого биодизеля в легковых и грузовых автомобилях, что привело троекратному увеличению выбросов углекислого газа, чем если бы продолжали использовать ископаемое дизельное топливо.

1 комментарий

Король Швеции запретил электросамокаты в своих владенияхКороль Швеции Карл XVI Густав приказал вывесить дорожный знак, запрещающий использование электросамокатов на подъезде к Королевскому дворцу в Стокгольме.

Lejonbacken (Лейонбакен, «Львиный склон») представляет собой систему пандусов, ведущих к северному входу в стокгольмский Королевский дворец. С этого места открывается панорамный вид на величественный мост Norrbro, соеденяющий Риксдаг с Королевской оперой и Министерством иностранных дел. 

Теперь Королевский двор установил над Лейонбакеном жёлтый запрещающий знак. Там написано, что катание на электросамокатах запрещено.

«Знаки установлены, потому что колеи электросамокатов повреждают гравийную дорогу на Лейонбакене. Они создают желоба, по которым дождевая вода сносит по склону больше гравия. Это сделано из соображений безопасности и технического обслуживания дороги, ведущей к входу к Королевскому дворцу», - заявила менеджер по связям Шведского королевского двора Маргарета Торгрен.

Король Швеции запретил электросамокаты в своих владениях

Причина, по которой именно король может устанавливать свои собственные дорожные правила в этом месте, заключается в том, что именно Королевский двор несёт полную ответственность за Лейонбакен в вопросах, касающихся обслуживания и регулирования дорожного движения.

1 комментарий

Немцы назвали Швецию самой опасной страной ЕвропыУбийство шведского рэпера Эйнара стало причиной появления сенсационных мрачных заголовков газет далеко за пределами Швеции. Крупнейшая немецкая ежедневная газета Bild делает вывод, что Швеция - самая опасная страна Европы.

Бывший образец скандинавского пути развития превратился в настоящий кошмар. Количество убийств в Европе падает. И только в Швеции он неуклонно растёт. Об этом свидетельствует исследование, проведённое Шведским национальным советом по предупреждению преступности (Brottsförebyggande rådet, BRÅ).

В ЕС в среднем восемь человек на миллион становятся жертвами насилия со смертельным исходом. В Швеции это число в 2020 году составляло двенадцать человек на миллион жителей. Что касается жертв огнестрельного оружия, то разница между Европой и Швецией ещё больше. В ЕС в среднем 1.6 человек на миллион умирают от огнестрельных ранений - в Швеции этот показатель составляет четыре, что почти в три раза больше.

Всё выглядит ещё более пугающе, если посмотреть только на возрастную группу от 20 до 29 лет. В большинстве стран ЕС это число составляет от нуля до четырех жертв огнестрельного оружия на миллион жителей. В Швеции 18 смертей на миллион. На втором месте Нидерланды, где «всего» шесть таких смертей в возрастной группе от 20 до 29 лет на миллион жителей.

Однако, когда исследование было опубликовано, шведские специалисты обратили внимание на то, что очень трудно сравнивать европейские страны. Шведские данные относятся к 2020 году, а данные ЕС на три года старше. Кроме того, во многих странах преступления регистрируются не так тщательно, как в Швеции.

Например, Германия лишь незначительно фигурирует в шведском исследовании, поскольку в ФРГ нет свежих изысканий или статистических данных о причинах, орудиях убийств и так далее. По данным Statistica.com, в 2020 году в Германии было 2.9 жертвы убийств на миллион жителей. Но этот анализ не показывает, кто именно стал жертвой правонарушений с применением огнестрельного оружия, и как это связано с преступными группировками. Но очевидно, что Швеция с двенадцатью жертвами убийств на миллион жителей намного опаснее Германии.

Большинство расстрелов в Швеции связано с преступными группировками. «Торговля наркотиками является ключевой проблемой, и существует тесная связь между стрельбой и взрывами с наркорынком», - заявила недавно шведская полиция, когда было опубликовано расследование активности местных преступных группировок. Эти банды обычно орудуют в городах-спутниках Стокгольма, Гётеборга и Мальмё.

Почему в Швеции становилось всё опаснее в течении последних 15 лет - это один из больших вопросов, над которым уже давно бьются многие эксперты.

Криминолог Манне Герелл из Университета Мальмё озвучил список возможных причин.

По словам Герелла, тремя основными причинами являются рост числа банд и преступных сетей, плохая интеграция иммигрантов и жилищные проекты 1960-х и 1970-х годов. В то время Швеция полагалась на массовое строительство в пригородах. Сегодня существует около 60 таких пригородов, в которых проживают в основном иммигранты или социально незащищённые шведы. В 1990-х годах в Швеции также был разрешён свободный выбор школ. Бетонные пригороды и свободный выбор школ означал, что многие группы населения страны оказались изолированными друг от друга.

Понятно, что так дальше продолжаться не может. Всё больше шведов опасаются за свою жизнь, ведь жертвами враждующих банд нередко становятся невинные прохожие. В конце августа Министерство внутренних дел Швеции опубликовало план из 34 пунктов, с помощью которого страна намерена бороться с насилием преступных группировок.

Преступники рискуют быть прослушанными даже при малейшем подозрении. Минимальные наказания увеличиваются, и тем более в случае рецидива. Также планируется расширить системы видеонаблюдения и ограничить возможности условного приговора. Необходимо ужесточить законы о обращении с малолетними и программы защиты свидетелей. Кроме того, необходимо усилить профилактическую социальную работу - теперь уличные полицейские и охранники будут постоянно «на виду» в ночное время и по выходным в опасных районах.

В целом Швеция хочет стать строже и внимательнее. Но только через несколько лет мы сможем увидеть, помогло ли это.

(на фото: Швеция, Стокгольм: портрет шведского рэпера Эйнара на поминальной службе по нему в море свечей)

2 комментариев

Шведские военные протестировали систему залпового огня для противодействия РоссииВ субботу в Швеции приземлился американский самолет «Геркулес» с реактивной системой залпового огня на колёсном шасси M142 Himars. На шведской земле до этого никогда не было дальнобойной артиллерии. «Это чёткий и ясный сигнал, призванный усилить сдерживающий фактор в отношении потенциальных угроз против нашего Готланда», - говорит исследователь Макаэль Йонссон из Шведского агентства оборонных исследований FOI.

Шведские Вооруженные силы заявляют, что во время учений шведских военных и американского спецназа в прошедшие выходные были протестированы новые системы вооружений для усиления совместного оперативного сотрудничества в непосредственной близости от Швеции.

Впервые в Швеции была развёрнута американская система залпового огня Himars. Это первый случай, когда артиллерия с такой дальностью стрельбы появилась в Швеции.

«Раньше такого никогда не было. Это чёткий и ясный сигнал, призванный усилить сдерживающий фактор в отношении потенциальных угроз против нашего Готланда. Тут мы имеем ввиду Россию. Это единственный возможный злоумышленник. Дальность действия этой артиллерийской системы от 15 до 499 километров, в зависимости от вида боеприпасов. Это означает, что её залп может достичь России. Но цель не в этом. Я интерпретирую это как в первую очередь военный ответ на случай нападения на Готланд. На мой взгляд, это способ повысить порог принятия решения о нападении на нас, сигнализируя о способности и намерении защитить Готланд», - говорит Макаэль Йонссон из Шведского агентства оборонных исследований FOI.

Весной этого года первые боеприпасы были доставлены для новой шведской системы ПВО «Пэтриот», которую закупили у США. Сделка продвигалась в течении нескольких лет и изначально оценивалась в 10 миллиардов шведских крон, но может вырасти до 40 миллиардов крон, в зависимости от того, сколько батарей купит Швеция.

«Теоретически Швеция может приобрести у США системой залпового огня Himars. Швеция определённо купит систему залпового огня, но пока не решено, какую именно», - говорит Макаэль Йонссон.

что вы думаете об этом?

Число жертв коронавируса в Швеции превысило 15 тысячСогласно последним данным Агентства общественного здравоохранения Швеции, более 15 000 граждан королевства умерли от COVID-19. И эти цифры значительно выше, чем у северных соседей этой страны. «Нам ещё предстоит проанализировать причины этого», - сказал Тумас Линдéн, руководитель департамента Национального совета здравоохранения и социального обеспечения Шведскому радио.

Во вторник Шведское агентство общественного здравоохранения сообщило о девяти новых случаях смерти от COVID-19. Это означает, что с начала пандемии в Швеции зарегистрировано в общей сложности 15 002 случая смерти от коронавируса.

В 2020 году, когда началась пандемия короны, в Швеции от COVID-19 скончалось около 9 000 человек. В 2021 году умерло ещё около 6000.

Тумас Линдéн, глава департамента Национального совета здравоохранения и социального обеспечения, сообщил государственному Шведскому радио, что в Швеции, по сравнению с другими странами, довольно обычный уровень смертности.

«Но если сравнивать нас с другими странами Северной Европы, то мы выглядим значительно хуже, и причины этого нам действительно нужно анализировать», - говорит он.

Цифры Национального совета здравоохранения и социального обеспечения выглядят несколько иначе, потому что этот орган сообщает о случаях смерти от болезни, когда причиной смерти был именно COVID-19. У врачей есть около трёх недель, чтобы точно установить этот факт, и поэтому статистика задерживается даже больше, чем данные Агентства общественного здравоохранения, которые также имеют некоторую задержку.

По данным Национального совета здравоохранения и социального обеспечения, число смертей от COVID-19 до 18 октября 2021 года составило 14 366. Из них 94 процента (13 547 из 14 366 человек) имели лабораторно подтвержденный COVID-19.

Шведское радио также сообщает, что сейчас от COVID-19 умирают представители той же самой группы, что и в самом начале пандемии - пожилые люди и люди с сопутствующей патологией. Но всё же есть некоторые различия.

«Самая большая разница в том, что в начале пандемии умирало очень много мужчин. Теперь разница по полам почти выровнялась. Сейчас наблюдается лишь небольшое преобладание мужчин, но это совсем не та резкая разница между мужчинами и женщинами, которую мы видели во время первой и второй волны», - говорит Тумас Линдéн.